Светлана Александровна Лунькина (род. 29 июля 1979, Москва, СССР) — российская артистка балета, солистка, затем прима-балерина Большого театра (1997—2013), с 2013 года танцует в Национальном балете Канады. Заслуженная артистка России (2008), лауреат приза «Бенуа танца» (2007).
Биография
Светлана Лунькина — классическая балерина лирического плана, исполнительница как классического, так и современного репертуара.
Родилась в Москве 29 июля 1979 года в семье цирковой гимнастки и полиграфиста. В детстве вместе с младшей сестрой Юлей (также ставшей артисткой Большого театра) занималась в ансамбле имени Локтева, затем поступала в Московскую академию хореографии, где училась у Наталии Савиной и Марины Леоновой. После выпуска в 1997 году была принята в балетную труппу Большого театра, где её педагогом-репетитором стала Екатерина Максимова.
В свой первый же сезон в театре, 27 декабря 1997 года, исполнила заглавную партию на премьере балета «Жизель» в постановке Владимира Васильева (во втором составе, Альберт — Николай Цискаридзе). 18-летняя Лунькина стала самой молодой Жизелью в современной истории Большого театра. В отзывах критиков на эту работу отмечалось сочетание лирической танцевальной природы с драматическим даром. В феврале следующего года, во время обменных гастролей Большого и Мариинского театров, Лунькина показала свою Жизель в Санкт-Петербурге, станцевав спектакль 1 февраля, в день рождения своего педагога Екатерины Максимовой. За эту партию была номинирована на премию «Золотая маска» 1999 года. В 2001 году танцевала «Жизель» с Владимиром Малаховым во время его гастролей в Большом театре.
В 1999 году Лунькина стала солисткой, в 2005 году была возведена в ранг прима-балерины Большого театра. В 2007 году была приглашена выступить с балетной труппой Парижской оперы (исполнила партии Лизы в «Тщетной предосторожности» Ф. Аштона и Клары в «Щелкунчике» Р. Нуреева).
У Светланы врождённая музыкальность, танцевальность, она девочка эмоциональная, чуткая. (…) За последние годы Лунькина станцевала в Большом самые разные партии, с ней с удовольствием работают зарубежные хореографы, её часто приглашают танцевать за рубежом. Это понятно: Лунькина привлекает тем, что у неё есть свой почерк, ей присуще что-то своё, особенное — нежность и лиризм, юмор и озорство.— Е. С. Максимова
В течение сезонов 2003/2004 и 2009/2010 была в декретном отпуске. С 2009 года репетировала под руководством Надежды Грачёвой.
В 2010 году участвовала в программе «Звёзды балета XXI века», организованной мужем, Владиславом Москалёвым и фондом Владимира Винокура. В финале гала-концерта в Кремлёвском дворце съездов вместе с Дианой Вишнёвой, Лючией Лакаррой и Алиной Кожокару, была объявлена «Балериной десятилетия»».
После конфликта мужа с Владимиром Винокуром из-за угроз последнего была вынуждена покинуть страну, взяв отпуск в Большом театре, и вместе с детьми уехать в Канаду. Здесь она начала преподавать и ходила заниматься в балетный класс Национального балета Канады. 21 августа 2013 года была принята в труппу на должность приглашённой балерины, 6 августа 2014 года стала штатной прима-балериной театра.
Личная жизнь
Светлана Лунькина имеет двух сестёр (старшая из них стала экономистом, младшая, Юлия, — артистка балета Большого театра). Она замужем, муж — банкир и продюсер Владислав Москалёв. У них двое детей: сын Максим и дочь Ева, родившиеся в Канаде. В свободное время увлекается выездкой, теннисом, боулингом.
Репертуар
Большой театр
- 1997 — Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа в редакции В. Васильева (впоследствии танцевала эту же партию в редакции Ю. Григоровича)
- 1997 — Фея Нежности, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 1998 — Джампе, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани в редакции Ю. Григоровича
- 1998 — Анюта, «Анюта» на музыку В. Гаврилина, хореография В. Васильева
- 1998 — Фея Серебра, «Спящая красавица» П. И. Чайковского
- 1998 — «Па-де-катр» Ц. Пуни, хореография А. Долина
- 1999 — Китри, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, А. Горского в редакции А. Фадеечева (дебютировала на гастролях Большого театра в Лондоне на сцене театра «Колизей»)
- 1999 — Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича (дебютировала на гастролях Большого театра в Испании)
- 1999 — солистка I части, «Симфония до мажор» на музыку Ж. Бизе, хореография Дж. Баланчина
- 2000 — Девушка**, «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси, хореография Дж. Роббинса
- 2000 — Аспиччия, «Дочь фараона» Ц. Пуни в постановке П. Лакотта
- 2001 — Русская невеста, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского (была в числе первых исполнителей спектакля)
- 2001 — Седьмой вальс и Прелюд, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина
- 2001 — солистка**, «Пассакалья» на музыку А. фон Веберна в постановке Р. Пети
- 2001 — Лиза*, «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского в постановке Р. Пети
- 2001 — Клеманс, «Раймонда» А. К. Глазунова, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 2002 — Одетта-Одиллия, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского во 2-й редакции Ю. Григоровича, использованы фрагменты хореографии М. Петипа, Л. Иванова, А. Горского
- 2002 — Сильфида, «Сильфида» Г. С. Левенскольда, хореография А. Бурнонвиля
- 2003 — Эсмеральда**, ««Собор Парижской богоматери»» М. Жарра, хореография Р. Пети
- 2004 — Фригия, «Спартак» А. Хачатуряна, хореография Ю. Григоровича
- 2005 — Продавщица перчаток**, «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха в обработке М. Розенталя, хореография Л. Мясина
- 2005 — Страсть, «Предзнаменования» на музыку П. И. Чайковского, хореография Л. Мясина
- 2005 — солистка II части, «Симфония до мажор»
- 2005 — Зина, «Светлый ручей» Д. Шостаковича, хореография А. Ратманского (дебютировала на гастролях Большого театра в Нью-Йорке на сцене театра Метрополитен-опера)
- 2005 — солистка**, «Игра в карты» И. Стравинского, хореография А. Ратманского
- 2006 — Лиза, «Тщетная предосторожность» Л. Герольда, хореография Ф. Аштона
- 2006 — Мари, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Ю. Григоровича
- 2007 — солистка*, Misericordes на музыку А. Пярта в постановке К. Уилдона
- 2007 — солистка, «Серенада» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
- 2007 — Никия, «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Григоровича
- 2007 — Медора, «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа, постановка и новая хореография А. Ратманского и Ю. Бурлаки
- 2007 — Ученица, «Урок» Ж. Делерю в постановке Ф. Флиндта
- 2011 — Эсмеральда, «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, А. Вагановой, постановка и новая хореография Ю. Бурлаки, В. Медведева
- 2011 — Корали, «Утраченные иллюзии» Л. Десятникова в постановке А. Ратманского
- 2011 — солистка**, «Хрома» Дж. Тэлбота, Дж. Уайта, хореография У. Макгрегора
- 2011 — Смерть, «Юноша и смерть» на музыку И. С. Баха в оркестровке О. Респиги, хореография Р. Пети
- 2012 — солистка, «Бриллианты» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина
- 2012 — дуэт, Dream of Dream» на музыку С. Рахманинова в постановке Й. Эло