Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Максим Исповедник

Максим Исповедник

Религия

учения об одной, ипостасной воле Богочеловека Иисуса Христа


Максим Исповедник (580, Константинополь — 13 августа 662, Колхида) — христианский монах, богослов и философ. Создатель и защитник христологической доктрины диофелитства — учения о двух природных волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политики византийских императоров по объединению Вселенской церкви вокруг христологической доктрины монофелитства — учения об одной, ипостасной (личностной) воле Богочеловека Иисуса Христа.

Максим Исповедник прославлен в лике преподобных в Православных церквях и в Римско-католической церкви. Его память Русская православная церковь совершает 13 августа (в греческих прологах на этот день указывается перенесение его мощей в Константинополь) и 21 января по Юлианскому календарю. Напротив, в Древневосточных церквях Максим Исповедник анафематствуется в числе ересиархов.

Биография

Ранняя жизнь

О жизни Максима до начала его борьбы с монофелитством известно немного. Как личность, чьи действия оцениваются по-разному его сторонниками и противниками, он имеет две противоречащие друг другу версии жизнеописания. Официальная версия жития повествует, что Максим родился в Константинополе, в то время, как противники Максима указывали, что он был родом из Палестины. Происхождение Максима также под вопросом, хотя официальное житие говорит о том, что он из византийской благородной семьи, что определило в дальнейшем его службу на должности секретаря императора Ираклия (611—641), с которым он, вероятно, был в родстве.

В 630 году Максим оставил общественную деятельность, чтобы принять монашеский постриг в монастыре Хрисуполиса, в городе на азиатском побережье Босфорского пролива, напротив Константинополя (современный турецкий город — Ускюдар). В Хрисуполисе Максим был возведен в сан игумена монастыря.

Когда Персидская империя захватила Анатолию, многие христиане бежали с Востока и Египта в Западную Африку. Около 640 года по поручению Софрония Максим перешёл в монастырь близ Карфагена, где начал изучать христологию Григория Нисского и псевдо-Дионисия Ареопагита. Там же в Карфагене Максим начал свою карьеру как богослов и аскетический писатель. Максим был высоко оценён местным населением и духовенством как человек святой жизни. Для Северной Африки он стал духовным лидером и неофициальным влиятельным политическим советником.

Противоборство монофелитству

Пока Максим был в Карфагене, император Ираклий вёл политику единения миафизитских и диофизитских партий в церкви на основе моноэнергистской доктрины. Единство в богословском исповедании, могло способствовать укреплению единства империи, перед военными угрозами со стороны Персии. Смысл деятельности Ираклия сводился к тому, чтобы халкидонское диофизитство было принято всеми церквями, при этом важно было избавить халкидонское вероопределение от подозрений в двусубъектности, а потому указывалось, что во Христе, как одной Богочеловеческой Ипостаси и при двух природах исповедуется единое Богомужнее действие ( ). По этому поводу в столице Византии возникает обсуждение понимания взаимодействия между человеческой и Божественной природами во Христе. В этот раз рассматривалась психологическая сторона метафизики Халкидонского Собора 451 г..

Перед изданием монофелитского экфесиса, при активном противодействии со стороны иерусалимского патриарха Софрония, константинопольский патриарх Сергий пишет римскому папе Гонорию I, смещая полемическую проблему с формулы « » — «одно действие» на « » — «одна воля» и таким образом формулирует монофелитство. Папа Гонорий поддерживает такую позицию. И получив от Софрония, синодику с формулировкой диоэнергизма, Гонорий уговаривает его не создавать спора ради мира Церкви. Опубликованный экфесис был отправлен Ираклием в Рим, когда и Сергий и Гонорий уже умерли. Новый папа Северин отверг монофелитство. По этой причине возникло противостояние между Римом и Константинополем.

Монета, изображающая Константа II и его сына

Первые письменные формулировки диофелитства Максим написал Пирру — его преемнику как игумена Хрисуполиса. После смерти Сергия в 638 г., Пирр принял сан патриарха, но вскоре был смещен, вследствие политических обстоятельств. Во время его изгнания в июле 645 г. вероятно в Карфагене, где традиционно было сильно влияние Рима, Максим и Пирр имели публичный спор на тему об энергиях и волях во Христе. В этом споре, поддерживаемый большинством северо-африканских епископов, Максим занял позицию, что воля есть категория природы, а не ипостаси, а потому во Христе при двух природах нужно исповедовать и две воли.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ