Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Асархаддон: биография

Судя по запросам Асархаддона к оракулу бога Шамаша, союзники создали реальную угрозу разгрома ассирийского полководца Ша-Набу-шу, а также не исключалась возможность нападения куззуракийцев, Табала или Хиллаку на ассирийскую провинцию Куэ. Но всё же восстание было подавлено и Муггалу, видимо, был казнён. Царь Тира Баал I, царь Иудеи Манасия, цари кипрских городов: Акестор (Идалия), Пилагор (Хитра), Дамис (Китий), Етеандр (Пафа), Адмит (Тамис) и далее — всего 22 царя Сирии и Кипра выразили покорность Асархаддону и поспешили принести дань. Асархаддон заключил затем договор с царем Тира Баалом. Согласно этому договору Баал не должен был принимать серьёзных решений без ассирийского надзирателя-регента и без совета старейшин, бывшего, очевидно, органом власти, настроенным в пользу Ассирии. По этому договору в случае захвата тирянами корабля, люди на корабле поступали в распоряжение Тира и продавались в рабство, а имущество — в пользу Ассирии. За это Асархаддон передал Тиру ряд бывших владений города Сидона и, в частности, г. Царипту.

Поход против арабов

В 676 гг. до н. э. Асархаддон предпринял поход в Аравийскую пустыню. Дорога проходила по раскаленным безводным пескам, а затем через горы. В ходе этого похода было убито 8 аравийских шейхов. Их сокровища и изображения богов ассирийцы увезли с собой. Один из оставшихся в живых шейхов — Лаилиэ, сперва бежал от ассирийцев, а потом шёл следом за Асархаддоном до самой Ниневии, чтобы просить царя вернуть увезенные статуи богов. Асархаддон принял его, вернул увезенных богов, а также завоеванные земли, сделав Лаилиэ своим ставленником.

Взаимоотношения с Эламом

Неожиданные, хотя и не слишком серьёзные вылазки предпринимал Элам. Так в 675 гг. до н. э. эламский царь Хумбан-Халташ II совершил набег на вавилонский город Сиппар, но уже в сентябре того же 675 гг. до н. э. эламский царь неожиданно «умер, не обнаружив признаков болезни». Как видно в Ассирии существовала специальная, секретная служба, в сфере деятельности которой находились организация государственных переворотов, а также и просто физическое устранение неугодных для ассирийского царя правителей. С новым эламским царем Уртаки у Асархаддона сложились дружеские отношения. Уртаки даже вернул в Вавилон статуи аккадских богов, которые «в течение долгого времени находились пленными в Эламе» (674 гг. до н. э.).

Поход против мидян

В 674 гг. до н. э. ассирийские войска совершили поход на «Страну далеких мидян», расположенную на краю Соляной пустыни (Деште-Кевир), у горы Бикни (Демавенд), в область Патуш’арра (более поздняя Хоарена). При этом были захвачены два «владыки поселения» Шитирпарна и Эпарду, вместе с их людьми и скотом. Также, вероятно, ассирийскому нападению подвергалась и крепость Андарпатиану, расположенная где-то восточнее Сапарды, недалеко от района современного Казвина.

Во время этого успешного для ассирийцев набега на восточную Мидию, к ассирийскому полководцу обратились за помощью 3 вождя («владыки поселений») «далеких мидян»: Уппи, правитель Партакки (это вероятно Партакану — текстов Саргона, то есть Паретакена, район соврем. Исфахана), Занасана, правитель Партукки (видно Партуа, то есть Парфия, имеется в виду, коечно, не вся Парфия) и Раматея, правитель Ураказабарны (эта область не поддается локализации). Правители этих трех областей обратились, как сказано, к ассирийцам за помощью против «начальников поселений», которые пытались изгнать их из их областей. В качестве подарков они послали ассирийскому царю жеребцов и лазурит. На помощь им были посланы окраинные ассирийские областеначальники, которые привели, по данным надписей Асархаддона, к покорности восставшие поселения и обложили трех правителей ежегодной данью. Дань эта имела для ассирийцев большое значение. Она собиралась лошадьми и должна была служить для пополнения конского поголовья в ассирийской армии, в связи с прекращением поступлений коней из Манны, откуда ассирийцы их обычно получали.

Однако собрать дань со всей обширной и фактически совершенно не покорённой Мидийской территории оказалось невозможным. Судя по запросу к оракулу, во время похода на Патуш’арру ассирийцы опасались нападения с тыла, со стороны Сапарды и других «покорённых» мидийских областей. С большой опасностью для ассирийцев был сопряжен сбор дани областеначальниками и в других мидийских областях (в Бит-Кари, в Мадай и т. д.). Положение осложнилось ещё более к концу года, когда к сопротивлению местного населения сбору дани, прибавились нападения скифов на ассирийские отряды. О походе на Манну надписи Асархаддона говорят чрезвычайно бегло, скороговоркой, верный признак отсутствия настоящего успеха: «Я рассеял людей страны Маннеев, неусмиренных кутуиев, пробил оружием войска Ишпакая, скифа, союзника не спасшего их». Запросы к оракулу бога Шамаша показывают, что инициатива в этой войне принадлежала маннеям. Ассирийский царь запрашивает бога, удастся ли маннеям захватить в свои руки ассирийские крепости Шарруикби, Дур-Эллиль и другие, названия которых в надписи не сохранились. Некоторые крепости и в том числе Шарруикби маннеям в действительности удалось захватить и ассирийцы смогли их вернуть себе лишь через много лет. Из запросов к оракулу видно, что к лету 674 гг. до н. э. Манна непосредственно граничила с Хубушкией, что предполагает занятие маннеями западного побережья Урмии и даже верховьев Большого Заба. А скифы, союзники маннеев, вторгались через перевалы Хубушкии на собственно ассирийскую территорию и создали угрозу захвата городов Харраниа (возможно то же, что и Харруна или Харрана в западной части Внутренней Замуа) и Анису (поселение в области Хабху).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ