Манассия (ивр. , Менашше) (695—642 гг. до н. э.), сын Езекии (Хизкияу) и Хефцибы — царь Иудеи, всячески потворствовавший практике идолопоклонства в Иудее (тем самым отошедший от принципов веры в единого Бога), при котором повсеместно возводились жертвенники Ваалу, процветало поклонение солнцу, луне и звездам, процветали колдовство и чародейство.
История
Манассия унаследовал трон в возрасте 12 лет и царствовал 50 лет (4Цар. 21:1-18). Большую часть его правления Иудея была вассалом Ассирии, находившейся в зените своего могущества. Манассия упоминается вместе с 22 другими царями региона (включая Кипр) в одной из надписей, высеченных по приказу ассирийского царя Асархаддона (681—669 гг. до н. э.), сообщающей, что Асархаддон обязал их доставить камень и лес для строительства дворца в Ниневии. Большинство этих царей, в том числе Манассия, упомянуты также в надписи Ашшурбанипала (669—627 гг. до н. э.), где говорится, что в начале его царствования армии этих царей сопровождали ассирийские войска в походе на Египет.
Манассия отменил религиозные реформы своего отца Езекии и ввёл языческие элементы в храмовую службу (4Цар. 21:2-7).
В Хрониках приводится предание о том, что Господь, разгневавшись на Манассию и народ, «привёл на них… военачальников царя ассирийского; и заковали они Менашше в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон» (2Пар. 33:10-13). В плену Манассия раскаялся, и Бог, услышав мольбу царя, возвратил его на царство.
В Библии Манассия рассматривается как вероотступник, а его царствование трактуется как образец греха идолопоклонства, что, согласно Иеремии, было одной из причин разрушения Храма. Даже в Иерусалимском храме Манассия установил идола Астарты. Он пожертвовал детей в честь Молоха в долине Енномовой (Геенна) на высотах Тофета (4-я Цар.21:6, Иер. 32:35).
Сын Манассии, Амон, шёл по стопам отца; но в правление внука Манассии, Иосии (Иошияху), победила тенденция, приведшая к религиозной реформе в духе монотеизма.
Раввинистическая интерпретация
В трактате Санхедрин Манассия упомянут среди трёх царей, которые не имеют доли в грядущем мире (Олам ha-ба) из-за своего нечестия.
Православная интерпретация
Он выступает как пример истинного покаяния. Он не отчаялся в отличие от Иуды, и этим учит нас, что сколько бы человек не согрешил, он может принести Богу покаяние и будет прощён.