Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Мануил I Комнин: биография

Однако Мириокефал не нанёс империи такой урон, как это представлялось Мануилу и европейцам. Византийская армия не была полностью уничтожена. Больше всего понесло потери правое крыло, где находились союзники: венгры, сербы, воины Рено Антиохийского, а также обоз, бывший главной целью нападения. Поэтому спустя год Иоанн Ватац смог отбить вторжение сельджуков с помощью столичных и местных войск. После этой победы сам Мануил во главе небольшого отряда выгнал противника из города Баназ, южнее Кютахьи. Однако военные действия в дальнейшем шли с переменным успехом.

Внутренняя политика Мануила Комнина

В самой стране Мануил продолжал политику, чью основу заложили ещё его дед и отец. При его правлении в Византию активно прибывали иностранные рыцари, желавшие заработать золото и славу на службе империи. Кроме этого Константинополь наводнили иностранные купцы, большей частью из Венеции, Генуи и Пизы.

Комнины опирались на крупную земельную знать, и Мануил придерживался этой тактики. В 1143 году он издал новеллу, по которой вводился запрет на передачу земли, пожалованной императором, лицам, не принадлежащие сенатскому и военному сословиям. Она была весьма важна для базилевса, и он повторил её в 1155 и 1170 годах. С её помощью упрочнялась система проний — византийского аналога феодальных ленов.

При Мануиле своего расцвета достигла откупная система. По ней в провинцию направлялись правители и администраторы, получавшие оплату своих услуг за счёт местного населения. Само собой, что от этого процветала коррупция и правовой беспредел, но аристократы, получавшие эти должности становились вернейшими сторонниками Комнина. К тому же, император часто переводил свободных граждан в париков, становившихся слугами и работниками частных лиц.

В то же время, в 1158 году был издан хрисовул, подтвердивший за большинством монастырей права на земельные владения, но и запретивший приобретение новых. Тем самым император боролся с увеличением силы церкви, которая в прошлом весьма сильно влияла на жизнь государства.

Церковные вопросы (1156—1180)

В правление Мануила Комнина было три богословских разночтения. В 1156—1157 годах возник вопрос, предложил ли Иисус себя в жертву за грехи всего мира во имя Отца и Святого Духа, или ещё и Логоса (т.e. во имя себя). Константинопольский собор 1157 года постановил, что Иисус пожертвовал собой ради Святой Троицы, хотя такая компромиссная трактовка вызвала протест у антиохийского патриарха Сатириха Пантевгена, низложенного за это.

Спустя 10 лет противоречия вызвала фраза Христа: «Отец Мой более Меня», ссылавшаяся на Его Божественную и человеческую природу или на их союз. Деметрий Лампе, византийский дипломат, возвратившийся с запада, не соглашался с трактовкой, что Христос уступал Своему Отцу по человечеству, но был равен Ему по Божеству - единству Божественной природы как Единородный Сын (Халкидонский орос). Мануил, не исключавший тогда возможной церковной унии, указал на верность формулы, и 2 марта 1166 года синод высказался в поддержку его позиции. Отказавшиеся признать решение синода были сосланы, а их имущество конфисковано. Среди противников императорской концепции был и его племянник — Алексей Контостефан.

Третий религиозный вопрос возник в 1180 году, когда базилевс высказался против формулы отречения, которую произносили новообращённые мусульмане. Анафема была направлена на мусульманское представление о Боге и включала в себя 112-ю суру Корана в византийском переводе:

Анафема богу Мухаммеда, о котором он говорит, что он есть бог, который не рождал, не был рожден, которому никто не подобен

Однако император посчитал, что таким образом подвергался анафеме истинный Бог. Мануил созвал собор, ожидая получить от архиереев и патриарха одобрение на изъятие формулировки из огласительных книг всех церквей. Однако церковные иерархи встретили это предложение отрицательно. В итоге был принят компромиссный вариант, в котором взамен изъятой формулы была добавлена новая анафема против Мухаммеда и его учения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ