Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Марешаль, Жозеф

Марешаль, Жозеф

Религия

01 июля 1878 - 11 декабря 1944

бельгийский священник-иезуит, теолог и психолог, один из основателей трансцендентального томизма , соединившего вместе богословские и философские идеи Фомы Аквинского с феноменологией и критикой чистого разума Иммануила Канта


Жозеф Марешаль (фр. Joseph Marchal, 1 июля 1878, Шарлеруа — 11 декабря 1944, Лёвен) — бельгийский священник-иезуит, теолог и психолог, один из основателей трансцендентального томизма (или точнее, неотомизма), соединившего вместе богословские и философские идеи Фомы Аквинского с феноменологией и критикой чистого разума Иммануила Канта. Долгое время преподавал биологию и психологию на философском факультете университета Лёвена, а также в иезуитском институте.

Биография

Среднее образование Жозеф (Иосиф) Марешаль получил в церковной школе Сакре Кёр в Шарлеруа. Сразу по окончании школы (в 1895 году), ещё в очень молодом возрасте — вступил в Орден иезуитов. Однако основной установкой Марешаля с самого начала было соединение науки с верой. Прежде чем приступить к изучению богословия, он считал необходимым стать профессиональным философом, каковой курс он и изучал с 1901 года в университете Лёвена.

В 1905 году получил степень доктора биологии в университете Лёвена, а в сан священника был рукоположен спустя три года, в 1908 году. В течение большей части жизни Жозеф Марешаль преподавал биологию, экспериментальную психологию и философию в иезуитском институте города Лёвена.

Философия

Основная фундаментальная книга Марешаля «Отправная точка метафизики» («Le Point de depart de la metaphysique») стала главным трудом, положившим начала так называемого «томистического реализма». Этот труд вышел в пяти томах (сам Марешаль называл их тетрадями, cahiers). Первые три тома вышли почти одновременно, в 1922-1923 годах (Брюгге и Париж). В первых двух томах Марешаль обозначает главные (на его взгляд) проблемы современной философии, вытекающие из разрушительного воздействия работ Уильяма Оккама на томистический синтез логики и веры. В третьем, пожалуй, самом главном для наследия Марешаля томе проводится попытка ревизовать и с совершенно новой стороны оценить наследие Иммануила Канта.

Четвёртый (предпоследний) том был опубликован значительно позднее (и посмертно, Брюссель, 1947 г.). И наконец, пятый том (самый известный в наследии Марешаля) ставит краеугольные проблемы томизма в рассмотрении с точки зрения критики чистого разума. Основной идеей этой книги стала попытка использовать негативную (с точки зрения неотомиста, человека верующего) критику чистого разума в положительном фидеистическом ключе. Согласно идеям Марешаля, кантовская критика не может быть опровергнута, пока человеческий разум представляется в виде некоей статической силы. Однако едва разум приобретает свойство динамичности или диалектики (в частности, как определял его Фома Аквинский), как негативные последствия кантовской критики снимаются сами собой. В этом суть томизма Жозефа Марешаля.

...Таким образом, за исключением узко агностической и прагматической точек зрения, научный метод сам по себе неполон и недостаточен: чтобы вступить в контакт с реальностью, он нуждается в дополнении со стороны метафизического...

— Жозеф Марешаль, из третьего тома «Отправной точки метафизики»

В свою очередь, Жозеф Марешаль оказал влияние на многих католических философов и богословов ХХ века (главным образом, французских и германских), среди которых можно назвать Марка, Ранера, Лотца, Корета, Лонергана.

Излагая в сжатой форме основной смысл марешалевского неотомизма, можно сформулировать его взгляды и намерения всего в одной его фразе: «если Бог возможен, то он существует».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ