Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Марк, Гуго Маврикиевич: биография

Марк состоял членом правления ряда предприятий, связанных с этим семейным торговым домом: Общества для обследования и устройства предприятий в России, Русского товарищества для торговли чаем «Караван», Товарищества латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина, Товарищества Московского металлического завода (Гужон), Общества Московского электролитического завода, Товарищества Московского сахаро-рафинадного завода, Общества «Рудник Карл» (разработка залежей антрацита); Член совета Московского Частного коммерческого банка. Он энергично взялся за развитие торговли и транспорта в Западной Сибири в рамках созданной торговыми домами Вогау и Кнопа экспортной акционерной компании «Studoruss». Однако компания была ликвидирована после начала Первой мировой войны.

Реконструкция Белорецких железоделательных заводов, директором которых стал Марк, продолжалась и в военное время. В 1874 году заводы попали под казенную опеку и были проданы за долги. Специально для такой сделки организовали первую на Урале акционерную компанию. Одним из её учредителей стал сын бывшего владельца заводов отставной гвардии ротмистр В. С. Пашков, потомок тех, кто построил в Москве Второй Пашков дом. В дело он был взят исключительно с рекламным умыслом, ради бренда. Вторым учредителем стал торговый дом «Вогау и Ко». Выкупив за 999 238 руб. заводы и отведенные им земли, богатые рудой, лесом и водными ресурсами, он и стал фактическим владельцем «Акционерного общества Белорецких железоделательных заводов Пашковых». Новые хозяева сразу же принялись вкладывать большие средства в расширение и модернизацию производства. Транспорт оставался лимитирующим звеном. Готовую продукцию (зимой), руду и уголь перевозили лошадьми. Лишь весной по большой воде часть продукции отправляли сплавом по р. Белая. Марк стал инициатором строительства сети узкоколейных железнодорожных путей. Сначала Белорецкий округ связали с «большой землёй», выйдя к уже существующей Самаро-Златоустовской магистрали. Строительство дороги началось в 1909 году. Естественно, начали двигаться от большой колеи, от поселка Катав-Ивановск на юг к Белорецку. По гористой глухой тайге за месяц в среднем удавалось пройти 4 км, стройкой руководили немецкие инженеры. В 1912 году узкоколейка дошла до поселка Белорецких заводов. Сразу же была построена ветка протяженностью 18 км до станции Журболото для перевозки торфа, а в следующем году приступили к строительству колеи на юг к одиноко возвышающейся горе Магнитная (80 км). От альтернативного варианта — линии в 50 км на запад до поселка Тукан, к месторождению бедных руд дирекция отказалась.

Накануне войны вступил в строй проволочно-гвоздильный завод с выпуском проволоки разного размера и телеграфных крючьев, тогда же строится электростанция и проводится электрификация. Общество Белорецких заводов приносило приличную прибыль, но её всё равно не хватало на перевооружение. Поэтому в 1912 г. было получено согласие Министерства торговли и промышленности на увеличение вдвое акционерного капитала до 7 млн руб. Для распространения дополнительных акций, был создан синдикат во главе с Русским для внешней торговли банком.

Марк, как распорядитель торгового дома «Вогау и Ко», директор или член правления заводов был непосредственно связан с производством и переработкой меди. В 1912 г. из состава Общества Белорецких заводов был выведен завод в Польше и учреждено новое Товарищество меднопрокатных заводов «Гловно». Ранее (1907) торговый дому «Вогау и Ко» занял центральное место посредника между медеплавильными, медепрокатными и электролизными заводами в синдикате «Медь». Синдикат, или почти то же самое, что дом «Вогау и Ко», перед началом войны контролировал 70 % всей выплавляемой в России меди. Марк стал пионером автомобилизации России. Ему также приходилось заниматься и традиционными для Вогау производствами и торговлей чаем, сахаром, текстилем и проч.

Ликвидация

После вступления России в Первую мировую войну гонения на этнических немцев (фольксдойче) нарастали на фоне постоянного ухудшения ситуации на фронтах и в тылу. Правительство, естественно, было обеспокоенно главенствующим, монопольным положением «Вогау и Ко» на рынке меди и медных сплавов, в руководстве одним из крупных и хорошо оснащенных металлургических комплексов Урала и в торговле другой стратегически важной продукцией(сода, цемент и др.). К торговому дому Вогау и его предприятиям постарались применить «Правила о ликвидации торговых предприятий, принадлежащих неприятельским подданным», утверждённые Николаем II в мае 1915 г. Помимо прикрепления специального правительственного инспектора к Обществу Белорецких заводов сюда в конце 1915 г. была направлена депеша с запросом данных о подданных «неприятельских с Россией держав», владеющих акциями на 1913 г. В 1916 году акционерный капитал Общества в 7 млн руб. распределялся следующим образом (млн руб.): торговый дом «Вогау и Ко» — 4,135; лица, непосредственно с ним связанные, — 1,1 и германские поданные — 0,415. Хотя доля акций, принадлежащих гражданам «неприятельских держав» составила порядка 10 %, в указанное время из правления Общества были выведены все члены немецкой национальности и оно стало управляться Международным банком, который остался должен торговому дому «Вогау и Ко» 8 млн руб. Поменялись и планы развития округа. Строительство узкоколейной ветки к горе Магнитная закрыли, успев выполнить лишь земляные работы на протяжении 20 км. После революции решили узкоколейку строить по первому варианту до Тукана. Она влилась в одну из самых больших в мире (порядка 300 км) сетей узкоколейных дорог, обслуживавших Белорецкие заводы более 75 лет. А у подножья горы развернется легендарная комсомольская стройка нового завода — Магнитки, первоначальный проект которого выполнил инженер Эмерлинг ещё в 1917 г.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ