Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Маркелл Анкирский

Маркелл Анкирский

Религия

византийский богослов, епископ Анкирский, участник Анкирского и Никейского соборов


Маркелл Анкирский (греч. ; до 285 — ок. 374) — византийский богослов, епископ Анкирский, участник Анкирского и Никейского соборов. Сторонник Афанасия Великого в арианском споре. Был обвинён своими противниками в савеллианстве и изгнан из своей епархии в 336 году. Почти 40 лет после этого духовенство Анкиры сохраняло верность своему прежнему епископу. Афанасий и епископы западной части Римской империи поддерживали в эти годы Маркелла, тогда как на востоке часть епископов считала его еретиком. Его немногочисленные последователи были известны как маркеллиане.

Начиная с XVII века Маркелл Анкирский интересовал историков христианства, привлечённых его оригинальной богословской концепцией и значительной ролью в богословских спорах IV века. Фрагменты трудов Маркелла изданы на немецком и английском языках. Учение Маркелла известно также из написанных против него полемических трактатов Евсевия Кесарийского.

Биография

До изгнания

Никаких сведений о жизни до избрания епископом о Маркелле не сохранилось. Не известна ни его национальная принадлежность, ни его родной язык. Некоторые наблюдения можно сделать из анализа его трудов. Его греческий язык выдаёт неплохое образование, но стиль произведений Маркелла лишён риторических красот, как, например, у Евстафия Антиохийского или Евсевия Кесарийского. Из замечания последнего в памфлете Против Маркелла можно узнать, что ко времени суда над ним в 336 году, Маркелл выглядел как старик, то есть, вероятно, был сед или лыс. Анкира, где Маркелл стал епископом, была, по выражению английского богослова Генри Гваткина, «странным диоцезом, полным неотёсанных галлов и болтливых евреев, наводнённым монтанистами и манихеями, последователями бесконечного числа фантастических ересей и предрассудков». В этом «галатском духе», воспринимающем Священное Писание шире, чем предлагает греческая философия, сформировались взгляды Маркелла.

Вероятно, Маркелл принимал участие и даже председательствовал на Анкирском соборе 314 года. Содержащееся в некоторых манускриптах утверждение, что на этом соборе председательствовал Виталий Антиохийский, некоторые исследователи объясняют позднейшими исправлениями, устраняющими упоминания имени еретика. Сторонником председательства на соборе Виталия был крупнейший историк христианских соборов Карл Йозеф фон Гефеле.

Вскоре после Никейского собора, около 330 года, он написал книгу против письма Астерия Софиста к Павлину Тирскому, в которой изложил своё учение о природе Сына Божьего и конечности его Царства. На Тирском и Иерусалимском соборах 335 года выступал на стороне Афанасия Великого, однако не смог помешать изгнанию последнего. Вскоре после этого он сам был смещён, однако произошло ли это на Константинопольском соборе 336 года или ранее, является дискуссионным вопросом. Созомен и Сократ Схоластик сообщают, что вопрос о произведении Маркелла был предметом рассмотрения на Тирском соборе, где его взгляды были найдены подобными взглядам Павла Самосатского. Маркелл согласился сжечь свою книгу, однако не сделал этого, а затем не принял участие в освящении Храма Гроба Господня в Иерусалиме, что также стало пунктами обвинения на Константинопольском соборе. Альтернативные теории датируют смещение Маркелла началом 330-х годов. Впоследствии Евсевий Кесарийский написал два труда против Маркелла, Contra Marcellum и De ecclesiastica theologia.

После изгнания

После смерти императора Константина Великого в 337 году, изгнанные епископы, в том числе и Маркелл, были возвращены в свои епархии. Однако уже в конце 338 или начале 339 года он был вновь смещён. В марте 339 года Афанасий также был изгнан из Александрии. Вслед за этим противники Афанасия, возглавляемые епископом Евсевием Никомедийским, отправились в Рим с целью получить поддержку папы Юлия для своего кандидата Писта. Узнав об этом, Афанасий отправил к папе собственных посланцев, в результате чего папа согласился созвать собор для повторного рассмотрения дела Афанасия и Маркелла. Он послал приглашения как евсевианам, так и в Александрию. Афанасий, Маркелл и ряд других смещённых епископов вскоре отправились в Рим, тогда как Евсевий отказался это сделать. Вместо этого в январе 341 года написал папе письмо, в котором объяснил свой отказ невозможностью отмены решений Тирского собора. Состоявшийся в 340 году в Риме собор признал Афанасия невиновным в предъявляемых ему обвинениях, а Маркелла православным.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ