Джон Иванович (Янович) Марковский (р. 23 февраля 1942, Якутск) — советский артист балета, балетмейстер.
Биография
В 1961 году, по окончании Рижского хореографического училища (педагог Владимир Цуканов), был принят в Рижский театр оперы и балета. Танцевал ведущие партии репертуара.
В 1964—65 годах — совершенствовался в Ленинградском хореографическом училище (класс А. Л. Кумысникова).
С 1965 года — по окончании класса усовершенствования, — солист балета Кировского театра.
При необычайно яркой фактуре — высоком росте, атлетическом телосложении, самобытной пластике и артистизме, — запомнился как чуткий партнёр Аллы Осипенко, Майи Плисецкой, Ольги Моисеевой, Елены Евтеевой, Калерии Федичевой. «Мой рост — 186 см — не позволял мне танцевать виртуозно, делать всякие кабриоли и прочее, — признавался артист, — зато я мог быть хорошим партнёром. У Аллы были идеальные пропорции. Её туловище весило столько же, сколько ноги, и это было очень удобно. У Моисеевой ноги были гораздо тяжелее туловища. У Федичевой были тяжёлыми и то, и другое. Юре Соловьёву [ частому партнёру Федичевой ] приходилось очень тяжело!»
В 1971 году покинул труппу Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, — одновременно с уходом Аллы Осипенко, ставшей его постоянной партнёршей.
С 1971 года сотрудничает с Л. В. Якобсоном, который ставит с его участием несколько номеров, вошедших в историю современного балета («Хореографические миниатюры», 1971—73).
С 1973 года — в «Ленконцерте». Активно гастролирует по стране с хореографическими миниатюрами и одноактным балетом «Антоний и Клеопатра», пробует себя как постановщик, репетирует с авангардным эстонским балетмейстером Май-Эстер Мурдмаа.
Новый период творчества Марковского в постановках советских хореографов-новаторов, связан с работой в Ленинградском ансамбле балета под руководством Б. Я. Эйфмана, который сочинил для артиста ряд партий в одноактных балетах (1977—82).
С середины 2000-х проживает в санкт-петербургском Доме ветеранов сцены.
Творчество
Партии
Рижский театр оперы и балета (1961—1964)
- Ромео — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
- 1963 — Лукаш — «Лесная песня» Михаила Скорульского, балетмейстер В. Вронский
Кировский балет (1965—1971)
- 1965 — Кино — «Жемчужина» Н. Симонян, пост. К. Боярского
- Принц Зигфрид — «Лебединое озеро» П. Чайковского, постановка Л. Иванова — М. Петипа, редакция К. Сергеева
- Спартак — «Спартак» А. Хачатуряна, — пост. Л. Якобсона
- Юноша — «Шопениана», на муз. Ф. Шопена, — пост. М. Фокина
- Визирь — «Легенда о любви» А. Меликова, — пост. Ю. Григоровича
- Ромео — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, пост. Л. Лавровского
- Жан де Бриен — «Раймонда» А. Глазунова, — пост. М. Петипа, ред. К. Сергеева
- Альберт — «Жизель» А. Адана, — пост. Ж. Коралли — Ж. Перро — М. Петипа
«Хореографические миниатюры». Постановки Л. Якобсона
- 1971 — Солист — «Полёт Тальони», на муз. В.-А. Моцарта
- 1971 — Минотавр — «Минотавр и нимфа», на муз. А. Берга
фото
- 1971 — Иван-царевич — в хореографической миниатюре «Жар-птица», на муз. И. Стравинского
- 1972 — «Лебедь», — хореографическая миниатюра на муз. К. Сен-Санса
- 1972 — Солист — «Экзерсис-XX», на муз. И.-С. Баха
«Ленконцерт»
- 1974 — Дуэт Ромео и Джульетты — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, — пост. М. Мурдмаа
- 1974 — Pas de deux, на муз. А. Адана, — пост. Дж. Марковского
- 1974 — Pas de deux — «Талисман» Р. Дриго, — пост. М. Петипа, возобн. Л. Тюнтиной
- 1975 — Антоний — одноактная композиция «Антоний и Клеопатра» Э. Лазарева, — пост. И. Чернышёва