Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Марфа Дивеевская

Марфа Дивеевская

Религия

10 февраля 1810 - 21 августа 1829

схимонахиня, шесть из девятнадцати лет своей жизни провела в Дивеевской обители


Марфа Дивеевская (в миру — Мария Семёновна Милюкова; 10 февраля 1810, д. Погиблово, Нижегородская губерния — 21 августа 1829, Дивеевский монастырь) — схимонахиня, шесть из девятнадцати лет своей жизни провела в Дивеевской обители. Преподобный Серафим Саровский почитал её и говорил, что она начальница над дивеевскими сиротами в Царствии Небесном. Прославлена Архиерейским собором Русской Православной Церкви в 2004 году в лике преподобных.

Память совершается 21 августа (3 сентября), а также в Соборе Дивеевских святых и в Соборе Нижегородских святых.

Биография

Детство

Преподобная Марфа (в миру Мария Семеновна Милюкова) родилась 10 февраля 1810 года в семье крестьян Нижегородской губернии Ардатовского уезда, деревни Погиблово. Деревня расположена недалеко от села Дивеево и в настоящее время носит название Малиновка.

Семья Милюковых вела праведную и богоугодную жизнь, была близка к старцу Серафиму Саровскому. У Марии были старшие сестра Прасковья Семеновна и брат Иван Семенович.

По благословению преподобного Серафима, старшая сестра — Прасковья Семёновна первой поступила в Дивеевскую общину и стала вести жизнь, оцениваемую согласно критериям православной веры как высокодуховную.

Иван Семёнович часто ходил к батюшке Серафиму на работу, а после смерти супруги поступил в Саровскую пустынь монахом.

Поступление в Дивеевскую Казанскую общину

21 ноября 1823 года на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы тринадцатилетняя Мария впервые пришла к батюшке Серафиму вместе с сестрой Прасковьей. Старец, «провидя её избранным сосудом благодати Божией», не позволил ей возвратиться домой, приказав оставаться в Дивеевской общине при Казанской церкви.

Отроковица с ранних лет начала подвизаться, отличаясь строгостью жизни и суровостью подвига, превосходящего подвиги сестер общины. Постоянно совершала молитву. Отвечала с кротостью и только на необходимые вопросы. Была почти молчальницей. Старец Серафим посвящал её во все свои откровения, будущую славу обители и другие духовные тайны.

Начало Мельничной общины

Вскоре после этого произошло новое явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму с повелением создать рядом с Казанской общиной новую общину, девичью. Она и явилась началом обители, обещанной Богородицей матушке Александре.

Через две недели после явления Божией Матери, а именно 9 декабря 1825 года, Мария вместе с одной сестрой пришли к преподобному Серафиму. Старец повёл их в дальнюю пустынь, взяв с собой восковые свечи, елей, сухари. Придя туда и став перед висевшим на стене Распятием Спасителя, батюшка подал сёстрам по одной зажжённой свече каждой, велев стать Марии с правой стороны Распятия, а Прасковье Степановне — с левой. Сам стал посредине. Так они стояли дольше часа с горящими свечами, а старец Серафим всё это время молился. Помолившись, он приложился к Распятию, велев сделать то же и сёстрам.

Это моление перед началом основания новой общины преподобный совершил с сёстрами, избранными Матерью Божией на особое служение Ей и обители.

После этого ещё четыре года подвизалась Мария, помогая создавать новую общину. Заготовляла столбы и лес для мельницы. Эту мельницу благословила построить на месте основания новой общины Царица Небесная. Поэтому и новая девичья община получила название Мельничной. Носила камни для строительства церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Молола муку и совершала другие послушания, всегда при этом храня сердечную молитву.

В последний год жизни Марии новой общине были пожертвованы три десятины земли. Как только сошел снег, они были опаханы по одной борозде три раза и началось строительство Святой канавки с внутренним валом. Ко времени смерти Марии канавка уже была хорошо заметна.

Окончание подвига

Мария прожила в обители всего шесть лет. Умерла 21 августа 1829 года в девятнадцатилетнем возрасте. Незадолго до кончины приняв схимнический постриг.

Отец Серафим так говорил об её кончине: «Когда в Дивееве строили церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, то девушки сами носили камушки, кто по два, кто по три, а она-то, матушка, наберет пять или шесть камешков-то и с молитвой на устах, молча возносила свой горящий дух ко Господу! Скоро с больным животиком и преставилась Богу!».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ