Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Милютин, Николай Александрович: биография

В 1937 году был освобождён от занимаемых постов[каких?], кроме «замнаркомпроса», каковым он оставался до самой смерти. Ждал ареста, но арестован не был. По воспоминаниям его близких, спал Милютин в это время с пистолетом под подушкой, вероятно, не желая в случае ареста сдаваться живым. Но Сталин почему-то не давал команды на его арест, а ЦК, видимо, не знал, что делать с номенклатурным работником его ранга.

В 1938 году Милютин был назначен («утвержден общим собранием Академии Наук СССР», как пишет он в неопубликованной автобиографии) директором Института экономики. Но на работе он практически не появлялся.

В 1939 году Н. Милютин был назначен художественным руководителем строительства Дворца Советов. В 1940 году с отличием закончил Московский архитектурный институт, в котором учился экстерном с 1935 года. Руководитель его диплома — Моисей Гинзбург. Сам диплом — здание художественных мастерских строительства Дворца Советов — сделан в стиле дворцовой эклектики, над которой так зло издевался Николай Милютин десять лет назад. Получив диплом, Н. Милютин вступает в Союз архитекторов, становится заместителем главного архитектора Дворца Советов Бориса Иофана и начальником проектной мастерской строительства Дворца Советов.

В 1941 году, после начала Великой Отечественной войны, в составе Управления строительства ДС был эвакуирован в Свердловск. В мае 1942 г. ВАК разрешает Н. А. Милютину без экзаменов защитить кандидатскую диссертацию на тему «Марксистская теория социалистического расселения». Ходатайство об этом подписано архитекторами Г. Бархиным, А. Иваницким и Г. Красиным. Но защитить диссертацию Милютин не успел. Вернувшись в Москву, умер в Кремлёвской больнице от рака желудка 4 октября 1942 года.

Вклад в архитектуру и теорию градостроительства

Новый тип жилища

В середине 1920-х годов Милютин начал изучать архитектуру. Он стал приверженцем архитектуры в её конструктивистском варианте и сторонником Корбюзье, с которым он был лично знаком. Из различных архитектурных группировок того времени ему были наиболее близки взгляды ОСА (Объединения современных архитекторов), с лидером этой группы М. Я. Гинзбургом они стали близкими друзьями. Выступал в качестве заказчика Дома Наркомфина, в проекте которого должны были быть найдены архитектурные решения для социальных и политических задач, поставленных советской властью. Проектным заданием Н. А. Милютин определил функциональные характеристики будущего здания, именовавшегося в проектной документации 2-м домом СНК (1-й дом СНК — Дом на набережной).

Милютин считал, что старая система квартир, где каждая семья самостоятельно занималась своим бытом, не отвечает эффективно потребностям индустриализации советского государства. Предложенные им проекты представляли собой коммунальные дома с минимальными, но комфортабельными жилыми ячейками на одного человека, а также полным комплектом социального обслуживания. Милютин спроектировал конкретные типы зданий, в частности два варианта трёхэтажного жилого блока на 400—800 человек, оборудованного столовыми, библиотеками и другими коммунальными службами.

Как пишет в своей книге Дмитрий Хмельницкий, исследователь творческого наследия Николая Милютина: «Нет оснований полагать, что Милютин до своего смещения с поста Наркомфина РСФСР летом 1929 года был сторонником обобществления быта и противником семейных квартир. Он дружил с Гинзбургом, находился под его творческим влиянием. Дом Наркомфина, который в тот момент достраивался, имел в проекте помещения для коммунального обслуживания, но состоял хоть из маленьких, но семейных ячеек. В Стройкоме РСФСР Гинбург под явным покровительством Милютина занимался разработкой минимальных жилых ячеек на одну семью, видя именно в них путь решения жилищной проблемы. Не приходится сомневаться в том, что Гинзбург и небольшая группа его сотрудников в Стройкоме были открытыми противниками коммунального жилья по версии Сабсовича».

Д. Хмельницкий дает ключ к пониманию причин удаления Н. Милютина из архитектуры и последующего ожидания им ареста: «Эпопея с „домами-коммунами“ Сабсовича и Милютина была уникальной попыткой партийных функционеров среднего ранга привязать реальное архитектурное проектирование к официальной идеологии. Эта попытка дорого обошлась обоим энтузиастам. Однако сама идея „обобществления быта“ не была запрещена, наоборот, она последовательно проводилась в жизнь с конца 1920-х по середину 1950-х годов. Но реализовывалась она не в виде каменных благоустроенных общежитий, а в виде коммунальных деревянных бараков».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ