Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мирза Мальком-хан

Мирза Мальком-хан

Театр

иранский просветитель-реформатор, основоположник иранской драматургии, публицист и дипломат


Мирза Мальком-хан (титул - Низам од-Доуле; 1833, Новая Джульфа — 1908, Лозанна) — иранский просветитель-реформатор, основоположник иранской драматургии, публицист и дипломат. Сторонник иранского масонства (перс. ), активный участник Иранской конституционной революции. Будучи сторонником социального дарвинизма желал развития Ирану по принципу смоделированному на ценностях просвещения, а также настаивал на возвращении страны к «персидскому» доисламскому наследию.

Биография

Мирза Мальком-хан родился в 1833 году в Новой Джульфе (район Исфахана, куда были переселены Шахом Абассом армяне Джуги), в армянской семье. В десятилетнем возрасте был отправлен в Париж, где с 1843 по 1851 год обучался в армянской школе Самуэля Мурадяна, а затем Политехнической школе. Именно здесь - в Европе - мировоззренческой основой для всей деятельности Мальком-хана послужило восприятие им западноевропейской культуры, которая, в частности, проявилась и в его масонстве.

По окончании Политехнического колледжа, он воернулся в Персию, где был принят на государственную службу и был назначен драгоманом (дипломатом-переводчиком) в иранское посольство в Стамбуле.

С 1852 года Мальком-хан пять лет преподавал в политехническом университете Дар-уль-Фунун в Тегеране. В 1857 году он был отправлен в Париж на дипломатическую службу. В 1856-57 в составе иранской делегации в Париже участвовал в заключении мирного договора с Великобританией, положившего конец англо-персидской войне. По возвращении в 1858 году в Иран, составил проект реформ по европейскому образцу, идею о которых пропагандировал в созданном им обществе «Дом забвения». В 1862 году общество по указанию Насреддин-шаха было разгромлено, а Мальком-хан арестован и выслан из страны. Чуть позже он вернулся в страну и получил пост советника при иранском после Мирзе Гусейн-хане Сипахсаларе в Стамбуле, там же в 1861 году Мирза Мальком-хан издал три сатирические пьесы на социально-политическую тему: «Приключение Ашраф-хана, губернатора Арабистана», «Методы управления Заман-хана из Боруджерда» и «Шахкули- мирза отправляется в паломничество в Кербелу». Таким образом издав эти пьесы Мальком-хан стал основоположником иранской драматургии, хотя его работы предназначались больше для чтения и в театрах никогда не ставились.

Осознавая несоответствие арабского алфавита звуковой системе иранских языков (включая как персидский, так и родной ему армянский), Мальком-хан с 1863 года начинает увлеченно работать над проектом реформы персидско-арабской письменности. В частности, он добивался хотя бы минимального упрощения персидского письма: введения особых букв для обозначения всех гласных персидского языка и раздельного начертания каждой буквы. Считая реформу алфавита — двигателем прогресса Мальком-хан говорил :

Я бился, над этим вопросом более 20 лет, живя в мусульманских странах; я 20 лет искал, что исламские народы смогут двигаться вперед по пути прогресса лишь после того, как они решаться приспособить свой алфавит к современной европейской технике

Однако нововведения натолкнулись на яростное сопротивление реакционного мусульманского духовенства Проект реформатора так и не был реализован, однако сам Мальком-хан на основе предложенной им облегченной графики издал несколько книг.

Часто Мальком-хан высказывал мысль о насильственном свержении гнета каджарской династии в Иране, при этом в своих произведениях он не развил её.

Наиболее значительными из первых работ Мальком-хана являются «Книга о человечности», «Источник прогресса», «Шейх и вазир», «Книжечка о скрытом». В них ставятся проблемы: человек и общество, роль науки и просвещения. Он изображает иранское крестьянство, в пьесе «Рассказ о поездке шах-Кули Мирзы в Кербелу» Мальком-хан пытается раскрыть тему народа, которая находит свою углубленную разработку у Зейн-оль-Абедина Марагеи При этом его отношение к народу было двойственным: он подчеркивал своё уважение к народу, но в то же время считал что тот не созрел для участия в управлении государства и законодательной деятельности.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ