Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мирзахидбаев, Шокирхон Каландарович

Мирзахидбаев, Шокирхон Каландарович

Активисты

Шокир Мирзохидбай аландар огли  – староста Риштанской волости, общественный деятель, предприниматель, меценат


Муаммад Шокир Мирзохидбай аландар огли (узб., тадж.: Муаммад Шокир Мирзохидбой аландар ўли; 1834, Риштан, Кокандское ханство, Узбекистан – 7 октября 1918, Маргилан, Туркестанская Автономная Советская Социалистическая Республика) – староста (мингбоши) Риштанской волости, общественный деятель, предприниматель, меценат.

Биография

Муаммад Шокир Мирзохидбай аландар огли родился 1834 году в Риштане (Рошидон) в период правления Кокандского хана Сайид Мухаммад Алихана (Мадали-хан, 1822-1842) в семье Мирзо аландарв старосты (мингбоши) селения Рошидон Риштан, и за справедливое правление народ прозвал его «справедливый староста аландар (мингбоши)». В 1850 году в 16 лет Шокир был назначен заместителем (ноиб) своего отца, а после смерти последнего в 1877 году стал старостой Риштана (Рошидон).

Муаммад Шокир Мирзохидбай аландар огли являлся главой Рошидона 30 лет (1877-1907). За постоянную заботу о людях и справедливое правление народ ласково назвал его «Шокир-Ота» («Отец-Шакир»).

В годы его правления в Рошидоне была возведена поныне действующая мечеть «Ходжа Илгор», построены медресе, ханака, несколько школ, библиотека, больница, бани, мельницы, распределительный водозабор и каменный мост. Были расширены площади садов, особенно урюковых, увеличились объёмы производства хлопка и зерна.

Особое внимание он уделял строительству новых арыков и следил за их сохранностью, чистотой, контролировал и поддерживал мирабов – ответственных за арыки. Ежегодно организовывал совместный труд (хашар), выводил риштанцев на строительство новых арыков и чистку имеющихся (напр., от Риштана до Сарыкургана), строил водозаборы, вследствие чего при его правлении арыки в Риштане были полноводными, в них всегда текла чистая вода.

Шокир-ота был глубоко религиозным человеком, преданным делу ислама и идее верховенства правосудия в соответствии с Кораном и Сунной. На личные сбережения в 1898-1899 годах в Шахимардане он восстановил мавзолей двоюродного брата, зятя и сахабы пророка Мухаммада, выдающего политического и общественного деятеля Хазрата Али, который был разрушен во время сильных землетрясений в 1822 и 1899 гг. На восстановления мавзолея из личного сбережения вложил 60 тыс.рублей (для сравнения лошадь в то время стоила 60 рублей). Достоверно известно, что строительные материалы доставлялись в Шахимардан из Риштана.

Шокир-ота был большим поклонником восточной поэзии и литературы, дружил и поддерживал известных поэтов и мыслителей своего времени, таких как Мукими, Фуркат, Мухаййира, Завкий, Нодим Намангоний, Рожий Маргилоний, Рожий Хукандий, Бокий и других.

Гостеприимность Шокира-мингбоши, а также полноводные риштанские арыки поразили великого поэта Мукими, который в своем стихотворном произведении «Путешествия» писал.:

Аммо назарда Рошидон, Фирдавс боидан нишон. Ўйнаб оар оби равон, Сани гули гулзор экан.

Мингбошиси Шокир — ноиб, имматда бир отам тойиб. Бўлсанг унга мемон агар, Жонигача нисор экан.

В последние годы жизни, уже не будучи старостой Риштана, Шокир-мингбоши постоянно указывал на необходимость контроля за состоянием водных сооружений, за их сохранностью и чистотой. Он часто говорил:

Мендан кейин сувга тўймайсизлар. (После меня вряд ли будет у вас столько воды.)

И в самом деле после смерти Шокир-ота когда-то полноводные арыки начали превращаться в болота, а в настоящее время в знаменитых ранее арыках "риштан", "дутир", "зарарик" и других месяцами не течет вода, о питьевом же качестве воды в них вообще не может идти речи.

Непосредственную поддержку во времена Шокира-мингбоши получило гончарное производство. К началу XX века в селе насчитывалось более 80 кустарных гончарных мастерских, в которых работало 300 человек. Шокир-ота постоянно материально поддерживал мастеров гончарного производства. Зная, что Риштан являлся крупнейшим в Ферганской долине центром бытовой керамики, обслуживавшим как городских, так и сельских жителей он пропагандировал развитие этой отрасли, для чего выдавал из личных сбережений беспроцентные займы тем, кто хотел создать новые или расширить имеющиеся гончарные мастерские.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ