Лазарев, Михаил Иванович (род. 3 июля 1946, Омск) — предприниматель, изобретатель, основатель брэнда витаминов «Алфавит» и проекта InternetUrok.ru.
Биография
Родился 3 июля 1946 года в Омске. Отец - Иван Афанасьевич Лазарев, инженер по образованию, хозяйственник. Мать - Мария Михайловна Олекминская, экономист. Старший брат - Павел Иванович Лазарев, ученый, доктор биологических наук.
Когда Михаилу было 11 лет, семья переехала из Омска в Краснодар, где он окончил школу. С 1964 по 1970гг. учился в Московском Физико-Техническом Институте на факультете Аэрофизики и космических исследований. Кандидат физико-математических наук. Имеет научные труды и запатентованные изобретения. С 1989 года занимается предпринимательством в области высоких технологий. В 2002 основал фармацевтическую компанию «Аквион». Соавтор патентов, на основании которых созданы препараты «Алфавит» и «Кудесан». В 2010 году основал школьный образовательный проект InternetUrok.ru.
1990-е годы
М.И.Лазарев руководил предприятием Корпорация МДТ, которое разрабатывало несколько высокотехнологичных проектов. В частности, производства хитозана и продукции из него (сорбенты радионуклидов и органических загрязнений, средства защиты растений), сканирующих тоннельных и атомно-силовых микроскопов, водных эмульсий исходно нерастворимых или жирорастворимых биологически активных веществ (бета-каротина, коэнзима Q10, витаминов D, E и др.). Каждый из этих проектов достиг стадии самоокупаемости и выделился в самостоятельное успешно функционирующее предприятие.
«Аквион» и «Алфавит»
В 2002 году основал фармацевтическую компанию «Аквион», которая производила витамины, витаминно-минеральные комплексы, средства медицинского назначения. Наиболее известные бренды: Алфавит, Кудесан, Веторон, Дыши. Компания неоднократно входила в ТОР-3 производителей биологически-активных добавок на Российском фармацевтическом рынке по объемам годовых продаж.
Наиболее известным брэндом компании был витаминно-минеральный комплекс «Алфавит», созданный в 2001 году. В основу комплекса положена идея разделения приемов нутриентов в соответствии с данными об эффективности их усвоения и действия при совместном и раздельном приеме.
«Алфавит» неоднократно входил в ТОР-5 витаминно-минеральных комплексов по объемам продаж в России, признавался наиболее узнаваемой маркой витаминов по данным исследований потребителей Comcon, завоевывал многочисленные награды на конкурсах .
По мнению некоторых экспертов, созданный в России «Алфавит» являлся «одним из немногих примеров бренда мирового уровня с оригинальной идеей и ярким позиционированием».
В 2012 году бренд «Алфавит» в совокупности с другими брендами компании Аквион был куплен итальянской фармацевтической компанией Recordati за 2,7 млрд.руб (85,7 млн.долл.). По сумме сделка вошла в ТОР сделок года на фармацевтическом рынке Европы.
Вклад в систему школьного образования, проект InternetUrok.ru
В 2009 году Михаил Лазарев делает первый шаг в сторону изменения системы школьного образования: основывает проект InternetUrok.ru и первым начинает создание учебников нового поколения – с использованием инструментов, которыми располагают Интернет и компьютер, для более эффективного обучения школьников.
InternetUrok.ru – коллекция видеоуроков по школьной программе. К созданию уроков привлекаются лучшие учителя Санкт-Петербурга и Москвы. Видеоуроки снабжены анимацией, иллюстрациями, ссылками на тематические ресурсы, конспектами, тестами для самопроверки, интерактивными тренажерами; есть возможность задать вопрос учителю. Все материалы сайта находятся в открытом доступе и свободны от рекламы.
По мнению Михаила Лазарева, должна измениться логистика знаний: в частности, школьный учитель перестанет быть источником знаний для учеников, его роль поменяется.
«Интеллектуальное пространство меняется всё быстрее, поэтому нужно больше внимания уделять не количеству знаний, а пониманию и способам получения знаний. Никто не знает, какие конкретные знания будут нужны через 10 лет, нужно учить пониманию. Кроме того, необходимо повысить управляемость системы образования: подготовкой образовательных материалов (видео, тренажёры и т.д.) должны заниматься специальные учебные центры, а функция учителя изменится: из поставщика знаний он должен превратиться в наставника и товарища по получению знаний. Точно так же, как провизор в аптеке превратился из «создателя» лекарств по рецепту в консультанта по выбору из готовой продукции. А почти все лекарственные препараты изготавливаются на фармацевтических заводах».
В феврале 2016 объем коллекции достиг 4500 уроков, посещаемость – 4,65 млн. визитов в месяц. InternetUrok.ru становится одним из крупнейших школьных образовательных сайтов Рунета.