Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Афиногенов, Александр Николаевич

Афиногенов, Александр Николаевич

Театр

04 апреля 1904 - 29 октября 1941

советский драматург


Александр Николаевич Афиногенов (1904—1941) — советский драматург.

Биография

Отец — железнодорожный служащий, впоследствии — писатель (под псевдонимом Н. Степной).

Его родители были причастны к революционному движению и писатель вырос в среде переворотов, пройдя октябрьскую революцию в 13-летнем возрасте, в 16 он был в первых рядах коммунистической молодежи, а в 18 вступает в партию.

С 1922 года Афиногенов член ВКП(б), в 1924 году окончил Московский институт журналистики.

В 1924 написал первую пьесу. В 1927—1929 годах работал заведующим литературной частью 1-го Московского рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х гг. Афиногенов стал одним из руководителей РАПП. В 1934 году Афиногенов избран в президиум правления Союза писателей СССР и назначен редактором журнала «Театр и драматургия».

С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, в 1937 году его исключают из ВКП(б) и Союза писателей. 16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник никогда не произнесённую им защитительную речь:

Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, (позор и поношение общества)...

Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине; когда многие избегали опального Афиногенова, с ним подружился Борис Пастернак. В этот период Афиногенов начал писать роман «Три года». В 1938 году его восстановили в партии.

В дневнике можно найти такую запись:

Нет, всё же наше поколение неблагодарно, оно не умеет ценить всех благ, данных ему Революцией. Как часто забываем мы всё, от чего избавлены, как часто морщимся и ёжимся от мелких неудобств, чьей-то несправедливости, считаем, что живём плохо. А если бы мы представили себе прошлую жизнь, её ужасы и безысходность, все наши капризы и недовольства рассеялись бы мгновенно, и мы краснели бы от стыда за свою эгоистическую забывчивость.

Во время войны Афиногенов возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Предполагалось, что Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие второго фронта. Он погиб в здании ЦК ВКП(б) во время бомбёжки от того, что на него упал шкаф (как вспоминал Сергей Баруздин) накануне этой командировки. Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.. Его вдова, Дженни Мерлинг (Jenny Marling (Schwartz)), отправилась в США одна, она погибла во время пожара на пароходе при возвращении в СССР в 1948 году.

Творчество

Первые пьесы носят агитационный характер и написаны под влиянием эстетических принципов Пролеткульта.

«Малиновое варенье» (1926 год) — коммунистическая мелодрама с гипертрофировано негативным изображением представителей буржуазии не получила высокой оценки критиков.

«Чудак» (1928 год) — пьеса, отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм.

Пьеса «Страх» (1931 год) была запрещена в первом варианте, однако переписанная приобрела большой успех. Пьеса приобрела актуальность благодаря критическому освещению в ней проблемы введения старой интеллигенции в новую систему.

Самая критическая пьеса Афиногенова «Ложь» (1933 год) показывает, какие последствия для всей системы имела вынужденная ложь низовых партийных работников; Сталин лично был цензором этой пьесы, которую запретили вскоре после постановки.

Теме смерти и труда во имя социализма в незаметном, отдалённом уголке СССР посвящена пьеса «Далёкое» (1935).

«Машенька» (1940 год) — пьеса, которую любил Б. Пастернак, рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А.П. Чехова. Эта пьеса в 1960—1971 годах была сыграна 3036 раз, по ней снят одноимённый фильм).

Афиногенов сознательно противопоставлял свою традиционную, психологически-реалистическую драму пьесам В. Вишневского и Н. Погодина, которые ратовали за новый тип драмы, расчленённой на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб во имя изображения социальных явлений.

Библиография

  • Роберт Тим. Драма. — М., 1924
  • На переломе. Драма. — М., 1927
  • Гляди в оба! Траги-фарс. — М. 1927
  • Чёрный яр. Пьеса. — М. 1929
  • Чудак, 1930
  • Творческий метод театра, 1931
  • Страх, 1931
  • Ложь, 1933
  • Далёкое, 1935
  • Пьесы, 1935
  • Пьесы, 1940
  • Вторые пути, 1940
  • Машенька, М., ВУОАП, 1941
  • Пьесы, 1956
  • Статьи. Дневники. Письма. Воспоминания, 1957
  • Дневники и записные книжки, 1960
  • Избранное. В 2-х тт., 1977.

Комментарии

  1. Пьеса была поставлена одновременно в Москве (МХАТ) и в Ленинграде (Театр драмы) — оба были замечены критикой. Профессор П. С. Коган сообщал, что спектакль для него — о внутренней драме интеллигенции; об исполнении роли профессора Бородина Л. Леонидовым: «Я считаю гениальным сценическим созданием образ Бородина — Л. Леонидова». Ю. Олеша написал: «Когда я смотрел „Страх“ и следил за переживаниями зала, я понял — существует советская публика, устанавливаются её вкусы, симпатии, традиции». Вс. Вишневский отмечал в «Литературной газете», что МХАТовский спектакль «очень отделан, чист, высококультурен <…> но в нём не хватает партийного огня, пролетарской зычности, биения индустриального пульса <…> И груз старого мхатовского либерализма и „человечности“ давит пьесу. Леонидов трактует Бородина как добряка. Певцовым же в Ленинграде показан умный и опасный враг».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ