Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Молчанов, Виктор Игоревич

Молчанов, Виктор Игоревич

Философы

День рождения 12 мая 1948

проблемы сознания, времени, история западной философии


Виктор Игоревич Молчанов (12 мая 1948, Ростов-на-Дону, СССР) — российский философ, специалист по феноменологической философии. Автор концепции сознания, которое рассматривает как многообразие различений и их различий, а также предпочтений и идентификаций различенного. Область научных исследований — проблемы сознания, времени, история западной философии. Доктор философских наук (1990), профессор (1992).

Биография

Родился 12 мая 1948 года в Ростове-на-Дону.

В 1971 году окончил философский факультет МГУ.

Работал преподавателем в Ростовском государственном университете с 1971 по 1995 годы.

В 1995—1996 годах занимался научной работой в Университете Вупперталя

С 1996 года профессор Российского государственного гуманитарного университета, где читает курсы «Европейская философия XX века», «Феноменология интерсубъективности», «Основные проблемы феноменологии».

Руководитель Центра феноменологической философии философского факультета РГГУ.

Член научного совета журналов Логос и Husserl Studies. Руководитель проекта «Русская Гуссерлиана», посвященного изданию сочинений Гуссерля на русском языке. Переводчик ряда трудов Гуссерля.

Автор более 120 работ.

Научная деятельность

С начала 90-х годов В. И. Молчанов занимается разработкой новой философской концепции сознания как многообразия различений и их различий (первичный опыт), а также предпочтений и идентификаций различенного. Мир рассматривается в виде сложнейшей иерархии границ опытов и предметностей и как коррелят первичного опыта различений. Первичное различие — между различением (опытом), различенностью (миром) и различенным (предметным). Последнее являясь тождественным выступает в качестве следствия, а не предпосылки — приостановки различений. Для человеческого сознания свойственна неповторимая способность различать различия (самосознание) и различать типы и иерархии различий (рефлексия). В концепции сознания как различения значение рассматривается прежде всего как свойство мира, а затем уже свойство предметов, образов или знаков. Таким образом не сознание наделяет предмет значением, испуская элементарно-ментальную частицу, которая достигает предмета, а сам предмет становится значимым в то время, когда он коррелятивно различению обнаруживает своё назначение на границе двух или же нескольких опытов и контекстов. Различение ориентации в мире — «работать», «обедать», «отдыхать» и т. д. делает значимыми соответствующие объекты.

В. И. Молчанов подчёркивает, что различение — это не образ, не знак, не предмет, а только источник образа, знака, предмета (как различенного); значение быть знаком, быть образом, быть предметом основано на значении незнаковой, необразной и непредметной природы: значение как различие определяет возможный набор знаков — носителей этого значения, контуры образа или предмета, различая знак, образ и предмет.

В. И. Молчанов в своём опыте различений выделяет следующие первичные различия: 1) различие между различением, различенностью и различенным; 2) различие между передним планом и фоном; 3) различие между нормой и аномалией.

Внимание различению (первичный из всех передних планов) выделяет опыт в собственном смысле, его самоотнесенность (любое различение есть различение различий), то, что обычно называют самосознанием; при уделении внимания различенности выявляет коррелят полной дискретности различения: различие дискретности и непрерывности как основное свойство мира: речь идет о границах определённых опытов и контекстов и иерархии этих границ; внимание различенному указывает на определённый предмет, причём понятия трансцендентного и имманентного получают отчетливый дескриптивный смысл: различие различения и различенного определяет трансцендентность предмета по отношению к опыту (различенное нельзя редуцировать к различению); различие между различенностью (опытов, контекстов) и предметом (различенным) определяет имманентность предмета миру (предмет — всегда в определенном опыте и контексте).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ