Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Монастырский, Михаил Львович

Монастырский, Михаил Львович

Коллекционеры

10 ноября 1945 - 18 апреля 2007

российский антиквар, депутат Государственной Думы 2-го созыва от ЛДПР, известный тем, что его подделки Фаберже , созданные в советское время, находятся в фондах государственных музеев


Михаил Львович Монастырский (10 ноября 1945, Москва — 18 апреля 2007, Франция) — российский антиквар, депутат Государственной Думы 2-го созыва от ЛДПР, известный тем, что его подделки Фаберже («фальшберже»), созданные в советское время, находятся в фондах государственных музеев. В Ленинграде с конца 1970-х гг. был известен под прозвищем «Миша-миллионер». Считался одним из лидеров тамбовской группировки (под кличкой «Моня»).

Биография

Единственный ребёнок, в графе «отец» в документах стоит прочерк. Образование незаконченное высшее (Брянский институт машиностроения), по специальности инженер-механик, позже окончил Всесоюзный заочный политехнический институт. Доктор технических наук, академик Международной академии информатизации.

Переехал в Ленинград в 1965 году в 19-летнем возрасте, где его поддержали родственники. Работал реставратором в Эрмитаже.

Фальсификатор Фаберже

Параллельно с работой в Эрмитаже занимался операциями на антикварном рынке, по советскому законодательству — незаконными. «Работая в музее, Миша организовал несколько экспедиций за иконами. Его эмиссары объехали весь русский Север с фиктивными эрмитажными справками. (…) Антиквариата было так много, что его доставляли в Питер по железной дороге контейнерами. А Миша сбывал его на Запад. Кроме того, молодой человек, реставрируя эрмитажные люстры, ухитрился заменить царские светильники на современное фуфло».

В конце 1970-х проходил по громкому делу группировки, выпускавшей антиквариат под Фаберже. «В 1973 году по обвинению в перепродаже краденого из хранилищ музеев Ленинграда Монастырский был осужден на 7 лет лишения свободы. Вышел до окончания срока (по официальной версии, ему помогли примерное поведение и содействие органам в период следствия). В промежутке между судимостями сумел создать, привлекая художников, ювелиров и камнерезов, подпольное производство „поддельного Фаберже“ и каналы контрабанды этих лже-Фаберже на Запад».

«В 80-х годах на таможенных постах СССР участились случаи изъятия у граждан, в том числе и у иностранцев, ювелирных изделий Фаберже, которые те пытались вывезти за границу. (…) Органы вышли на отправителя сравнительно быстро — стало ясно, что подпольная фирма работает в Ленинграде. Предприимчивому Мише грозила „расстрельная“ статья за контрабанду культурных ценностей и махинации с золотом и драгоценностями в особо крупных размерах. А потому он был вынужден признать, что продавал иностранцам вовсе не похищенные музейные экспонаты, а собственные подделки. Словом, благодаря „помощи следствию“ Монастырский получил всего семь лет лишения свободы, из которых отсидел пять». «Скорее всего, именно в этот период своей жизни он начал сотрудничать с КГБ. Миша был главным свидетелем на всех государственных процессах по антиквариату».

Главный специалист в России по Фаберже, консультант фирмы «Кристи» петербуржец Валентин Скурлов, указывает, что «Монастырский оказался очень талантливым организатором. Он первым понял, что ленинградские ювелиры могут делать вещи не хуже мастеров самого прославленного Фаберже. Он им хорошо платил, а мастера, работавшие на крупнейшей в СССР ленинградской фабрике „Русские самоцветы“, даже не знали, что на их изделия потом ставили фальшивые клейма. Некоторые изделия подпольной „фирмы Монастырского“ поступили в Эрмитаж под видом подлинных, и тамошние эксперты не смогли определить „фальшак“ и взяли их на хранение. Даже после того, как подсудимый признал, что это — результаты труда советских самородков, конфискованные предметы были переданы в фонд Эрмитажа как образцы выдающихся подделок. Шедевры Монастырского оказались и в запасниках Оружейной палаты Кремля. Камнерезная фигурка коня из обсидана стояла в витринах этого музея вплоть до 1988 года, пока Монастырский не доказал своё авторство московским искусствоведам».

Как пишет в своей статье сотрудник Музеев Кремля: «Каменная миниатюрная пластика фирмы Фаберже: фигурки людей и животных, которые, как и цветы, большей частью клейм не имеют, — тоже открывают широкое поле деятельности для фальсификаторов. (…) Чрезвычайно виртуозно в этом направлении работали российские мастера. Ныне имена Наума Николаевского, Василия Коноваленко и Михаила Монастырского широко известны, их работы находятся в крупнейших музейных коллекциях. Одна из таких фигурок, очень высокого качества, похожая на оригинальную фигурку Фаберже из частной коллекции США, находится в фондах Музеев Кремля. Конь-тяжеловес из обсидиана, с глазами, украшенными белой эмалью и рубинами, золотыми копытами и золотой эмалированной уздечкой, был выполнен в Ленинграде, под руководством Монастырского, о чём сам мастер впоследствии поведал сотрудникам музея. (…) Под руководством Монастырского выполнено и другое, широко известное ныне произведение из серии „Фальшберже“ — массивное „императорское“ яйцо из порфира, задержанное таможней при попытке двух африканских дипломатов вывезти его из России. Определенное сотрудниками Музея-заповедника „Московский Кремль“ как подделка, оно ныне находится в фондах».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ