Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Монтесума I: биография

Сакрализация власти и закрепление сословного неравенства

При Монтесуме I происходит сакрализация власти и персоны уэй-тлатоани, в основании чего лежал миф о чудесном зачатии самого Монтесумы. Согласно данным «кодекса Мендоса» и Диего Дурана, для поддержания своего божественного ореола Монтесумой был принят ряд законов, в соответствии с положениями которых, помимо прочего, всякий осмелившийся войти в императорский дворец в обуви отныне карался смертной казнью, а появление самого Монтесумы перед своими подданными допускалось только при крайней необходимости. При появлении на публике уэй-тлатоани почитался как бог. Сами изданные им законы именовались «искрами, вылетевшими из огня и посеянными в груди великого тлатоани Монтесумы». При Монтесуме в 60-е годы XV века возникла традиция увековечивания образа тлатоани и важнейших событий на холме Чапультепек. Сам Монтесума приказал высечь, кроме своего изображения, изображение своего брата и сподвижника Тлакаэлеля. Была введена и новая инаугурационная церемония — мотлатокапа («Омывание ног [в крови]»), во время которой каждый новый тлатоани начинал правление с человеческих жертвоприношений богу Уитсилопочтли.

Помимо законов, направленных на обожествление своей власти, Монтесума ввёл ряд норм, подчёркивающих сословные различия его подданных и закрепляющих привилегированное положение мешикской знати. В частности, согласно этим нормам, как свидетельствуют Диего Дуран и Альварадо Тесосомок, простолюдинам было запрещено носить одежду ниже колен, что стало исключительной привилегией знати. Человек, даже случайно вошедший в помещение, в которое ему запрещено было входить согласно его сословному положению или званию, а равно неправомерно присвоивший себе неполагавшиеся ему знаки отличия, карался смертной казнью.

Монтесума предпринял попытку возобновить контакты с прародиной ацтеков (мешиков) Ацтланом, направив туда в качестве своих посланников «нескольких волшебников и колдунов», которым было поручено отыскать мать бога-прародителя мешиков Уицилопочтли.

Семья

У Монтесумы было несколько братьев. Старший сводный брат Чимальпопока возглавлял государство ацтеков в 1414—1428 годах. Другой — брат-близнец (по другим данным, сводный брат) Тлакаэлель — занимал при Монтесуме I вторую после уэй-тлатоани по значимости должность сиуакоатля (вице-король ацтеков и одновременно префект города Теночтитлана), после смерти брата Тлакаэлель отказался от трона и способствовал избранию верховным правителем Ашаякатля. Другой брат Монтесумы, Уэуэ Сакацин, занимал при нём должность тлакатеккатля (главнокомандующего армией) и был убит по приказу Монтесумы во время возведения дамбы (согласно «хронике Мешикайотль», Монтесуму возмутило, что брат не принимал участия в строительстве, а у всех на виду нарочито беззаботно веселился, пел и играл на барабане).

Согласно «анналам Тлателолько», «Третьему» и «Седьмому сообщениям» Чимальпаина, у Монтесумы I было двое законных сыновей, Икеуатцин (Икеуакатцин) и Мачималли, а также дочь Атотоцтли, вышедшая замуж за Тесосомока, сына Ицкоатля, и ставшая матерью трёх следующих уэй-тлатоани ацтеков. После смерти Монтесумы его преемником, в обход его законных сыновей, был избран его внук Ашаякатль, сын Атотоцтли и Тесосомока. Согласно «хронике Мешикайотль», Монтесума Илуикамина перед смертью сам назначил своим преемником Ашайякатля, самого младшего из своих внуков, именно потому, что тот успел отличиться на поле боя и захватил достаточное количество пленников. Сыновья Монтесумы вскоре подняли мятеж против Ашаякатля и воевали с ним в общей сложности 6 лет, пока оба не погибли (причём Икеуакатцин, согласно «анналам Тлателолько», был убит через 3 года после воцарения Ашаякатля).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ