Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мори, Мэтью Фонтейн

Мори, Мэтью Фонтейн

Астрономы

14 января 1807 - 01 февраля 1873

американский морской офицер, астроном, историк, океанограф, метеоролог, картограф, геолог, а также автор научных публикаций и преподаватель


Мэтью-Фонтейн Мори (англ. Matthew-Fontaine Maury; 14 января 1807 — 1 февраля 1873) — американский морской офицер, астроном, историк, океанограф, метеоролог, картограф, геолог, а также автор научных публикаций и преподаватель. Прозван "разведчиком моря".

Биография

Мэтью Фонтейн Мори родился в штате Виргиния. Он происходил из семьи французских гугенотов, бежавших от насилий и притеснений Людовика XIV. Отец — хорошо грамотный фермер Ричард (Ришар) Ланселот Мори (1766 — 1843). Мать — Диана Минор Мори (1768 — 1843) из семьи Минор (Minor), потомок голландских колонистов XVII века.

Образцом для Мэтью стал его старший брат Джон (1795 – 1824), лейтенант Американского флота. Мэтью Фонтейн также решил избрать морскую карьеру. 23 июня 1824 г. Джон Мори скончался во время плавания и был погребён в море. Но Мэтью Мори не изменил принятого решения. В начале 1825 года он поступил на службу в ВМФ Соединённых Штатов. Мэтью начал службу гардемарином на фрегате «Брэндвайн» («Brandywine»). На нём он совершил в 1825 — 1826 гг. плавание через Атлантику и в Средиземное море. Во время своих первых морских путешествий Мори обратил внимание на изменения в атмосферном давлении с переменою кораблем места; сделанные по этому поводу наблюдения и выводы опубликовал в «American Journal of Arts and Sciences» за 1831 году.

15 июля 1834 г. Мэтью Мори женился на своей кузине Анне Эрдон Мори (1811 — 1875). Продолжая заниматься заинтересовавшим его вопросом, который в то время ещё никем решительно не был поднят, Мори в 1835 году опубликовал свои первые «Sailing Directions» («Наставления для мореплавателей»). Через 4 года он напечатал (в «Southern literary Messenger») статью, где впервые высказал мысль о возможности сократить время плавания судов от одного порта назначения до другого, пользуясь попутными ветрами и течениями.

Вскоре он сломал себе ногу, в связи с чем, был в 1842 году переведён на береговую должность — начальником Архива морских карт (Депо карт и приборов) в Вашингтоне, к которому затем были присоединены Гидрографическое управление и Военно-морская обсерватория. Это новое расширение его деятельности дало ему возможность проявить всю свою громадную энергию и провести в жизнь уже давно занимавший его вопрос о морских кратчайших путях, творцом которых его и следует признать. Попутные ветры и течения влияют не только на продолжительность перехода, но и на величину необходимых для того расходов. Поэтому нужно было иметь материал относительно распределения и направления течений и ветров в океанах.

Главная заслуга Мори и заключается в том, что, ещё не имея полного для решения вопроса материала, он сумел подметить и угадать результат будущих исследований, давших столь богатые плоды. Первые скудные данные, обработанные им для Северного Атлантического океана, дали, однако, возможность почти наполовину уменьшить время перехода для парусных судов из Нью-Йорка к экватору (вместо 40 суток — только 24). Столь блестящий результат не замедлил снискать ему сторонников и сейчас же увеличить число нужных наблюдений, которые он просил ему присылать взамен сообщения разработанных им судоходных маршрутов.

Мори разработал множество маршрутов, иногда сократив переходы более, чем наполовину. В 1845 году он, кроме «Sailing Directions», стал издавать первые «Charts of winds and currents», которые послужили прототипом для всех издаваемых теперь подобных пособий, необходимых для плавания в океанах, где почти всегда кратчайший по расстоянию путь — далеко не быстрейший по времени. Работы Мори возбудили интерес и вообще к физико-географическому исследованию океанов, и первая «Физическая география моря», им написанная, была переведена на многие языки, в том числе и на русский. Следовательно, Мори является творцом океанографии и морской метеорологии, которых до него не существовало. Мори составил первую карту дна северной части Атлантики.

В 1849 году Мори выступил с идеей трансконтинентальной ж. д., долженствующей соединить Восточные штаты с Калифорнией. В качестве начальной станции Мори предложил Мемфис-Теннессийский, с тем, чтоб дорога прошла через Техас и сообщению не угрожали снежные заносы. Кроме того, ж. д. магистраль, проходящая через Техас, содействовала бы развитию торговли Северных и Восточных штатов с Мексикой. В связи с железнодорожным проектом, Мори предложил построить в Мемфисе-Теннессийском верфь для развития миссисипского судоходства. Однако, данная идея не была реализована — и поздней, когда Мэтью Мори стал конфедератом, ему пришлось заказывать корабли для ВМС КША в Европе…

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ