Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Морлайтер, Джованни Мариа

Морлайтер, Джованни Мариа

Скульптура

15 февраля 1699 - 22 февраля 1781

итальянский скульптор и резчик по дереву, сын австрийского стеклодува, который в конце XVII века переехал в Венецию


Джованни Мариа Морлайтер (итал. Giovanni Maria Morlaiter; 1699—1781) — итальянский скульптор и резчик по дереву, сын австрийского стеклодува, который в конце XVII века переехал в Венецию. Мастер венецианской школы. Был активен, в основном, на родине в Венеции и близлежащих областях. Пользовался большой популярностью у современников и считался одним из лучших скульпторов Венецианской республики. Историк-искусствовед Хью Хонор отзывался о нём как об одном из наиболее талантливых скульпторов восемнадцатого века.

В работах Морлайтера наблюдаются черты венецианского рококо и позднего австрийского барокко. Наряду с художниками Джованни Баттистой Тьеполо и Джованни Баттистой Питтони занимал видное положение среди мастеров Венеции. В 1755 году стал одним из учредителей первого совета Академии художеств Венеции, советником её президента Джованни Баттисты Тьеполо, почётным её членом, а в 1761 году стал членом Академии художеств во Франции.

Сыновья Морлайтера также стали венецианскими мастерами. Микеланджело (1729—1806) — художником, а Грегорио (1738—1784) — скульптором.

Творчество

Одной из первых работ Джованни Мариа Морлайтера был алтарь в капелле церкви Санта Мария дель Розарио(1730-е). После этой работы, Джорджо Массари заказал у его Морлайтера все остальные скульптуры для церкви, включая статую Мелхиседека (1755). По часовой стрелке от входа, находятся следующие скульптуры работы Морлайтера: Авраам (1754); Иисус и Центурион (1754); Аарон (1750); Иисус исцеляет слепых (1750); Слава Ангелов (1739); Святой Павел (1745), Явление Иисуса Магдалине (1743); Явление Христа апостолу Фоме; Крещение Иисуса (1746); Святой Пётр (1744); Христос и самаритянин у колодца (1744); Моисей (1748-50), Исцеление парализованного (1748-50); Хождение по воде Святого Петра (1755); Мелхиседек (1755).

В музее Коррер находятся маленькие терракотовые эскизы (итал. bozzetti) скульптора: Святой Схоластики; Святого Бенедетто; Снятие с креста (ок. 1756); Фрагмент обнаженной женской фигуры (ок. 1756); Портрет аббата, а в музее Ка' Реццонико скульптура «Магдалина».

Произведения Морлайтера отличаются фантазией и живостью образов. Одежда в его работах тщательно проработана, она создаёт мягкую игру света и тени на поверхности. Терракотовый эскиз «Фрагмент обнаженной женской фигуры» итальянский исследователь Паллуккини назвал «маленьким шедевром, который свидетельствует о полноте чувства и пульсации жизни в пластике Морлайтера».

Наиболее значимыми работами Морлайтера в Венеции являются: рельефы «Бегство в Египет», «Иисус среди отцов церкви», «Поклонение волхвов», «Благовещение» (1730-е), «Распятие» (1730-е, церковь Церковь Скальци), серия статуй святых и рельефы на библейские сюжеты на алтаре Святого Доменико церкви Джезуити (1734—1750), ангелы в главном алтаре церкви Санта Мария делла Фава (ок. 1753), работа в церкви Санта Мария делла Салюте (1751), фасад церкви Сан Рокко, статуи ангелов в Санта Мария делла Пьета (1760), а также работы в церкви Санта Мария дель Кармине в Брешии (1735—1737).

В России

Внешние изображения
Терракотовый эскиз Джованни Мариа Морлайтера, хранящийся в Радищевском музее Саратова.
Аллегория "Война" (Сила) работы Морлайтера на фасаде дворца в Гатчине.
Аллегория "Благоразумие" работы Морлайтера на фасаде дворца в Гатчине.

Джованни Мариа Морлайтер выполнял также заказы саксонского и русского дворов. В России ему приписываются скульптуры, сделанные по заказу Екатерины II для дворца в Ораниенбауме и терракотовый эскиз (итал. bozzetti) апостола Марка, хранящийся в Радищевском музее Саратова.

Эскиз апостола Марка предназначался для собора Сан Марко в Аквилее, однако работа над ним не была завершена. В середине XIX века он был выкуплен в Риме и привезён в Россию частным коллекционером, а затем, по завещанию, отошёл Радищевскому музею. Апостол Марк изображён в полный рост, склонившим голову на правое плечо, смотрящим в книгу, которую он держит обеими руками и поддерживает согнутой в колене правой ногой. Если тело апостола на эскизе выполнено достаточно просто, например не были пролеплены пальцы на руках и ступни, то его лицо было проработано Морлайтером очень тщательно, оно с горизонтальными морщинами, пересекающими лоб, глубоко посаженными глазами, тонким носом и плотно сжатыми губами. Правая рука только намечена (она практически полностью скрыта книгой), а вот левая исполнена гораздо более отчётливо, но и тут кисть, и особенно пальцы только прорезаны стекой. У левой ноги Марка находится его непременный атрибут — крылатый лев. Пышная грива на голове, выразительная морда, — всё это пролеплено с большим декоративным мастерством. На одежде, особенно левом рукаве руки, видны отпечатки пальцев скульптора и следы от стек. Несмотря на то, что терракота достаточно тщательно обработана в задней части, тут присутствуют следы налепки глины.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ