Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Морозов, Сергей Тимофеевич: биография

Он материально помогал также Строгановскому художественно-промышленному училищу, являясь членом его совета. После трагической гибели брата в 1905 году Сергей Тимофеевич вместе с матерью и сёстрами финансировал строительство двух корпусов при Старо-Екатерининской больнице (ныне МОНИКИ): крупнейшего в Москве родильного приюта, носившего имя его отца, Т. С. Морозова, и корпуса для нервнобольных им. Саввы Тимофеевича.

Он поддержал и другое начинание, предпринятое братом ещё в1904 году — строительство Зимнего театра в Никольском. Естественно, ему были небезразличны семейные дела, связанные с текстильным производством. Ведь после смерти брата Сергей Тимофеевич стал директором-распорядителем Морозовской мануфактуры. После начала Первой мировой войны он пожертвовал двести тысяч рублей на нужды военного времени. Среди многих его благодеяний отметим ещё одно, быть может, не слишком крупное по сумме, но показывающее связь С. Т. Морозова с семейными религиозными традициями. В 1916 году он выделил одну из стипендий своего имени в институте Московской старообрядческой общины. Последовавшая затем революция круто изменили жизнь представителей многих купеческих семей, и этой участи не избежали и Морозовы.

Примечательна история его создания. В 1882 году по инициативе Московского земства прошла Всероссийская выставка, на которой была представлена продукция кустарных мастерских и артелей Подмосковья, а также ряда центральных губерний. После её закрытия выставочные экспонаты приобрёл молодой Сергей Морозов, имевший для этого необходимые средства и обладавший, как и все его ближайшие родственники, паями Никольской мануфактуры. Прошло ещё несколько лет, и в 1885 году Москва пополнилась новым, Торгово-промышленным музеем кустарных изделий Московского губернского земства. Заведовал им сам Сергей Тимофеевич, а позже, в 1897 году он стал почётным попечителем Музея, продолжая его финансирование вместе с земством. Особенно ярко это сказалось при сооружении специального здания для экспозиции, поскольку до этого она ютилась во временных помещениях. На свои средства Морозов приобрёл владение в Леонтьевском переулке, 7 и перестроил здание в неорусском стиле. В 1903 году Музей переехал в новый двухэтажный особняк, сооружённый архитектором С. У. Соловьёвым, а через десять лет по проекту В. Н. Башкирова была сделана двухэтажная пристройка с мезонином для торгового отдела Музея.

В 1910 году Московское губернское ведомство, с которым активно сотрудничал С. Т. Морозов, приняло на основе его отчёта о содействии кустарной промышленности проект положения о Кустарном музее в Москве. Согласно этому положению, Музей состоял из музеев промыслов и образцов, торгового, кооперативного и технического отделов, столярно-резных и отделочных мастерских. Самым активным оказался торговый отдел, который наладил прямые связи с мастерами, минуя посредников. При отделе был открыт магазин, и продукция российских кустарей стала известна не только в стране, но и за рубежом. Более того, на Всемирной выставке в Париже в 1900 и 1904 гг. она была удостоена Золотой медали и Гран-при, а в числе её экспонатов была показана «Матрёна». Так стала называться самая первая матрёшка, изготовленная в Музее мастером В. Звёздочкиным по образцу японской куклы.

Разумеется, оптовая и розничная торговля являлась лишь следствием той большой работы по развитию и совершенствованию кустарных промыслов, которую вели Музей и её попечитель. Огромное внимание уделялось собранию и коллекционированию образцов продукции отечественных мастеров, учёбе и подготовке новых кадров. При Музее работали разнообразные мастерские, в которых шлифовались навыки будущих мастеров и шёл поиск новых образцов продукции. Опытные и начинающие мастера снабжались материалами и орудиями труда торговым отделом Музея.

Сергей Тимофеевич постоянно поддерживал Кустарный музей, вкладывая свои средства и направляя его работу. Он финансировал также командировки специалистов по кустарным промыслам за границу. Выделял средства и на устройство земских учебных мастерских, первым из которых были корзиночная мастерская в Голицыно и игрушечная в Сергиевом Посаде, давшая здесь начало широкому производству игрушек. С. Т. Морозов основал фонд для кредитования кооперативного движения, передав с этой целью земству 100 тысяч рублей, а сам фонд получил его имя. Этот вклад в развитие кустарных промыслов получил высокую оценку, а журнал «Вестник кустарной промышленности», в частности, писал, что за годы своей деятельности на этом поприще Морозов «отдал на кустарное дело, вероятно, не один миллион рублей, а сколько он отдал ему души и мысли — это лучше нас в своё время сумеет оценить бесстрастный историк кустарного дела».

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ