Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Муаммар ибн Аббад

Муаммар ибн Аббад

Наука - Другое

знаменитый учёный-схоласт, глава «сторонников идей» , один из ведущих мутазилитских богословов из Басры


Абу Амр Муаммар ибн Аббад ас-Сулами (ум. 830) — знаменитый учёный-схоласт, глава «сторонников идей» (асхаб аль-маани), один из ведущих мутазилитских богословов из Басры. Жил во время правления Харуна ар-Рашида.

Биография

Родился в Басре, где проживали его соплеменники-сулаймиты. Согласно сообщению Ибн Хазма, Он был вольноотпущенником (мауля) Бану Сулеймана и, возможно, зарабатывал себе на жизнь работая аптекарем (аттар). Видимо из-за его учения о вечном маани, его обвинили в распространении мутазилитских взглядов, в результате чего ему пришлось бежать в Багдад. Там он скрывался в доме Ибрахима ибн ас-Синди, сын начальника полиции ас-Синди ибн Шахика. В Багдаде Муаммар слыл искусным полемистом. Ибн аль-Муртада сообщал, что Харун ар-Рашид, который запрещал вести теологические диспуты и сажавший за это богословов, все же был вынужден послать Муаммар к правителю ас-Синда для ведения диспута.

Муаммар ибн Аббад основал в Багдаде свою школу — муаммарийя. Его учениками были Бишр ибн аль-Мутамир, Хишам аль-Фувати, Абуль-Хасан аль-Мадаини и другие известные впоследствии богословы. Известен его диспут с ан-Наззамом.

Взгляды

Муаммар больше остальных кадаритов говорил об отрицании Божественных атрибутов и предопределения добра и зла исходящего от Аллаха. Несогласных с ним он обвинял в заблуждении и неверии.

От остальных мутазилитов муаммариты отличались следующими особенностями:

  • Согласно учению Муаммара, Аллах сотворил только тела, а проявления этих тел являются результатом творения самих тел;
  • Муаммар считал, что Слово Аллаха является либо телом, либо проявлением Аллаха;
  • Муаммар говорил: «Проявления бесконечны в каждом виде, каждое проявление существует в субстрате, но существует в нём лишь благодаря идее, которая сделала необходимым существование, что и ведет к непрерывности». Из-за этого он и его последователи были названы «сторонниками идей».
  • Согласно учению Муаммара, человек не располагает никаким действием, кроме желания, будь то непосредственное действие или порождение.
  • Муаммар считал, что «действие души — это только желание, душа — это человек, следовательно, действие человека — это желание. Все, что кроме этого, как то: движение, покой, физические силы — относится к действию тела».

Философские взгляды Муаммара рассмотрены в работе Д. Эберхардт (Eberhardt. Philosophie) на основании многочисленных цитат из Макалат аль-Ашари. Материалы об учении Муаммара содержатся также у аль-Хайята и аль-Багдади, который обвинял его в неверии прежде всего за то, что он не признавал участие Аллаха в сотворении свойств тел.

В своей теории имамата, Муаммар следует нейтральной позиции своих современников Дирара ибн Амра и Абуль-Хузайла аль-Аллафа, которая вероятно восходит к Василу ибн Ата. Муаммар воздерживается от всякого суждения по вопросу того, какая из сторон участвовавших в битве верблюда был правс; в то же время он следует проалидской тенденции Аббасидов.

Труды

Согласно Китаб аль-фихрист Ибн ан-Надима, он написал четыре философских трактата: (Китаб аль-маани, Китаб аль-истита’а, Китаб аль-джуз аллязи ля ятаджазза, аль-Кавль би-ль-арад ва-ль-джавахир), а также трактаты в области естественных наук (Китаб Иллят аль-карастун ва-ль-мират, Китаб аль-Ляйль ва-ль-нахар ва-ль-амваль). Был сторонником математического атомизма, считал наименьшим телом элементарный куб, состоящий из 8 атомов.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ