Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Музиль, Николай Игнатьевич

Музиль, Николай Игнатьевич

Монархи

26 ноября 1839 - 09 июля 1906

Музиль: муж Варвары Петровны Бороздиной, отец Варвары Николаевны Рыжовой


Николай Игнатьевич Музиль (1839 — 1906) — русский актёр, заслуженный артист императорских театров (1903). Из артистической династии Бороздиных — Музиль: муж Варвары Петровны Бороздиной, отец Варвары Николаевны Рыжовой.

Биография

Происходил из семьи обрусевших немецкоязычных чехов. Дед Николая Игнатьевича, выходец из Германии, тоже был актёром и выступал в амплуа комик-резонёр. Отец, Игнатий Музиль, купец 3-й гильдии, был удостоен звания «Личный почётный гражданин города Москвы» (с 1846 года) за безвозмездную передачу земельного участка в Московском уезде, для устройства Московско-Орловской железной дороги.

Музиль окончил 1-ю Московскую гимназию, где участвовал в постановке любительских спектаклей под руководством Аполлона Александровича Григорьева.

Начинал в любительском театральном кружке Секретарёва, где был частым партнёром Модеста Писарева.

В 1865 году дебютировал в Малом театре. В 1866 зачислен в труппу и служил в Малом до конца жизни. Характерный и комедийный актёр, Музиль стремился к глубокому раскрытию внутренней сущности изображаемых образов и тщательности их отделки. Тонкий художник-реалист, обладавший острой наблюдательностью, он вносил в исполняемые им роли много характерных бытовых подробностей, подсмотренных в самой действительности.

Скончался в 1906 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Семья

  • Супруга — Варвара Петровна Музиль-Бороздина, актриса Малого театра.
  • Дочь — Варвара Николаевна Рыжова, Народная артистка СССР, актриса Малого театра.
  • Дочь — Надежда Николаевна Музиль-Бороздина, актриса театра Корша в Москве, Суворинского театра в Санкт-Петербурге.
  • Дочь — Елена Николаевна Музиль — «Музиль 2-я», актриса Малого театра.
  • Сын — Николай Николаевич Музиль — «Музиль 2-й», артист Малого театра.
  • Внук — Николай Иванович Рыжов, Народный артист СССР, актёр Малого театра.
  • Правнучка — Татьяна Николаевна Рыжова, актриса Малого театра.

Признание и награды

  • заслуженный артист Императорских театров (1903)
  • награждён перстнем от Наместника на Кавказе Великого князя Михаила Николаевича (1868)

Интересные факты

  • Музиль поступил в императорский Малый театр, поддавшись на уговоры публики, при условии руководства театра, что жалование за сыгранные спектакли получать не будет. При этом артист выходил на сцену почти ежедневно и вносил свою лепту в сборы, которые делала труппа. Чтобы чем-нибудь обеспечить своё материальное положение, Музиль устраивал музыкально-литературные вечера, которые публика охотно посещала. Спустя какое-то время, когда Музиль уже получал небольшое жалованье, московская театральная публика в день очередного бенефиса подносила подарок артисту — недорогой серебряный кубок, в который помещались билеты внутреннего государственного займа. Этим подарком публика пополняла скудное жалованье, на которое артисту удавалось содержать многочисленную семью. Такие подарки подавались публикой Музиля ежегодно до тех пор, пока он не получил от театра достойное содержание. Можно смело сказать, что московская публика содержала в императорском театре талантливого и любимого артиста за свой счёт.
  • Для постановки пьесы Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше», когда дирекция Малого театра отказалась возвести на сцене садовую беседку, Музиль оплатил её заказ и изготовление из собственных средств: по мнению драматурга, беседка была важным сценическим решением и её отсутствие делало невозможным постановку спектакля. Пьеса прошла с успехом и когда она поступила в постоянный репертуар и была уже сыграна несколько раз с означенной беседкой, внесённой уже в инвентарь Малого театра, Музиль попросил, чтоб расход на беседку был ему возвращён. В этой просьбе артисту было отказано и ему был сделан выговор от дирекции за то, что он осмелился произвести расход, который не был «разрешён».
  • В артистической среде того времени обвиняли Островского в пристрастии к своим друзьям — Музиль сыграл во всех двадцати пьесах автора, десять из которых были бенефисами Музиля. В этом была обоюдная выгода: артист получал возможность сыграть в спектакле, хотя бы и не главные роли, чем совсем не тяготился Музиль, а драматург мог рассчитывать на вознаграждение от бенефицианта за то, что его пьеса была представлена на бенефис, проходивший за рамками репертуара театра. Говорили о том, что Бурдин и Музиль ездят в Щелыково за пьесами для бенефисов, обвиняли Островского в пристрастии к своим друзьям. Не обходилось, очевидно, и без пристрастий. Чем же иным можно объяснить назначение роли красавца Окоёмова в пьесе «Красавец-мужчина» М.П. Садовскому, внешние данные которого совершенно не подходили для этого образа?

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ