Мукбиль ибн Хади ибн Мукбиль ибн Ка’ида аль-Хамдани аль-Вади’и аль-Халлали из рода Аль Рашид (Вадиа, 1933—2001) — мусульманский богослов, мухаддис. Один из проповедников салафизма на территории Йемена и основатель института Дар аль-хадис в маленьком городке Даммадж, в 250 км к северу от Саны.
Биография
Мукбиль ибн Хади родился в местечке Вадиа, к востоку от Саады, в долине Даммадж. Начальное образование получил в местной школе, но после её окончания долгое время не имел возможности получать образование. Спустя некоторое время он покинул Йемен и отправился в Мекку и Медину (Саудовская Аравия). Здесь он посещал различные лекции местных улемов, совмещая учёбу и работу охранника в одном из зданий Мекки. Так он описывал процесс своего обучения:
Материал хорошо запоминался и откладывался у меня в голове, потому что люди в нашей стране делали все не так, как было описано в книгах, а наоборот (особенно касательно книги «Фатх аль-Маджид»).
После возвращения на родину Мукбиль ибн Хади начинает открыто порицать некоторые обычаи и традиции местных жителей: жертвоприношение не Аллаху, воздвижение мечетей и мавзолеев над могилами «святых», прошение помощи у умерших и т. п. Обозлённые этими действиями, некоторые из здешних шиитов призвали убить его, а другие написали письмо его родителям с угрозами арестовать его. Однако затем шииты разрешили ему учиться вместе с ними, но впоследствии Мукбиль ибн Хади отказался от изучения некоторых книг шиитского и мутазилитского толка и в дальнейшем учился только грамматике арабского языка.
Некоторые из шиитов, проходя мимо меня, когда я изучал «Катр ан-Нада», бывало, говорили что-то в духе того, что «обучение мне уже не поможет». Но я не отвечал им и продолжал извлекать пользу из книг по грамматике.
После начала революции в Йемене, семья Мукбиля переселилась в Наджран, где в течение двух лет он обучался арабскому языку у Абуль-Хусейна Маджд ад-Дина аль-Муида. Затем он отправился в Неджд и полтора месяца учился в школе по изучению Корана, которым руководил шейх Мухаммад ибн Синан аль-Хадаи. Мухаммад ибн Синан советует ему поступить в Исламский университет Медины, но Мукбиль ибн Хади отправляется в Мекку, где днём работает, а ночью посещает различные уроки, в том числе уроки шейха Яхъи ибн Усмана аль-Бакистани по тафсиру Ибн Касира и Сахиху аль-Бухари и Муслима. После открытия университета в Мекке, он поступил туда. Переселив свою семью из Наджрана в Мекку, Мукбиль ибн Хади в течение 6 лет обучался в стенах мечети аль-Харам.
После выпуска из Мекканского университета, Мукбиль ибн Хади переселился в Медину, чтобы обучаться в здешнем Исламском университете. Он поступил на факультеты «призыва» (да’ват) и «основ религии» (усуль ад-дин) и успешно окончил их. Затем он записывается на курсы по хадисоведению и получает степень магистра.
Шейх Мукбиль ибн Хади умер в Джидде (Саудовская Аравия) в 1422 г.х. (2001 год) и был похоронен на мекканском кладбище аль-Адль, рядом с двумя другими известными улемами: Абдуль-Азизом ибн Базом и Мухаммадом ибн Салихом аль-Усаймином.
Учителя
Среди многочисленных учителей и шейхов стоит отметить Абдуль-Азиза ибн База (Верховный муфтий Саудовской Аравии), Мухаммада Насируддина аль-Албани, Мухаммада аль-Амина аль-Мисри и др. выдающихся деятелей ислама.
Библиография
Мукбиль ибн является автором более полусотни различных трудов по тафсиру, хадисоведению и другим исламским наукам:
- Проверка и выверка хадисов из двух томов тафсира Ибн Касира (до суры аль-Маида) (араб. ).
- ас-Сахих аль-Муснад мин асбаб ан-нузуль (араб. )
- аш-Шафа’а (араб. — Заступничество)
- аль-Джами ас-Сахих фи-ль-кадар (араб. — Сборник достоверных хадисов о Предопределении Аллаха)
- Са’икат аз-зильзаль ли-насаф абатиль ар-рафд ва-ль-и’тизаль (араб. )
- ас-Суюф аль-батира ли-ильхад аш-шую’ийя аль-кафира (араб. — Острые мечи против безбожия неверных коммунистов)
- Рияд аль-джанна фи-р-радд аля а’да ас-Сунна (араб. — Райские сады: Опровержение врагам Сунны)
- ат-Тали’а фи радд аля Гулат аш-Шиа (араб. — Восходящая: Опровержение крайним шиитам)
- Хаула аль-кубба аль-мабнийя аля кабр Расул Аллах (араб. — Исследование о куполе, воздвигнутом над могилой Посланника Аллаха)
- аль-Ильхад аль-Хомейни фи ард аль-Харамейн (араб. — Безбожие Хомейни на земле Двух святынь)
- Фатва фи-ль-вахда аль-муслимин ма’а аль-куффар (араб. — Фетва о сотрудничестве мусульман с неверующими)
- Иршад зави аль-фатн ли-иб’ад Гулат ар-равафид мин аль-Йаман (араб. — Наставление для понимающих для устранения крайних рафидитов из Йемена)
- Рудуд ахль аль-ильм аля ат-таи’ин фи хадис ас-сихр (араб. )
- аль-Махрадж мин аль-фитна (араб. — Выход из фитны)
- Хазихи да’ватуна уа акидатуна (араб. — Это наш призыв и наша акыда)
- аль-Кауль аль-амин фи-ль-фадаих аль-музабзибин (араб. )
- Идах аль-макаль фи асбаб аз-зилзал ва-р-радд аля аль-малахида ад-даллал (араб. — Разъяснение статей о причинах землетрясений и опровержение заблудшим еретикам)
- аль-Джами ас-Сахих мимма ляйса фис-Сахихайн (араб. — Сборник достоверных хадисов не вошедших в два Сахиха)
- ас-Сахих аль-Муснад мимма ляйса фи-с-Сахихайн (араб. )
- Татаббу аухам аль-Хаким филь-Мустадрак (араб. )
- Тараджим риджаль аль-Хаким (араб. — Биография передатчиков хадисов в сборнике аль-Хакима ан-Найсабури, которые не были включены в Тахзиб ат-тахзиб аз-Захаби)
- Тараджим риджаль ад-Даракутни (араб. — Биография передатчиков хадисов в сборнике ад-Даракутни, которые не были включены в Тахзиб ат-тахзиб аз-Захаби)
- аль-Муктарах фи аджвиба асила аль-Мусталах (араб. )
- аль-Джам’ бейна ас-салятайн фи-с-сафар (араб. — Объединение намазов в пути)
- Шар’ийя ас-салят фин-ни’аль (араб. — Законность молитвы в обуви)
- Тухфат аш-шабб ар-раббани фи-р-радд аля аль-Имам Мухаммад ибн Али аш-Шавкани (араб. — Опровержение имаму аш-Шаукани в вопросе о мастурбации)
- Тахрим аль-хидаб би-с-суад (араб. — Запрет краситься в чёрное)
- Хукм ат-тасвир зауат аль-аруах (араб. — Положения фотографирования живых существ)
- аль-Джами ас-Сахих мин ат-тафсир би-ль-м‘асур (араб. )
- аль-Кифах ли-асар ан-никах (араб. )