Александр Михайлович Муратов (род. 1957) — российский художник, искусствовед.
Биография
Окончил ЛХУ им. В.А. Серова (1978) и Институт имени Репина при Российская академия художеств (1986, с отличием).
В 1986—1990 годах — редактор издательства "Художник РСФСР (издательство)" и одновременно член художественного совета и редактор творческого объединения художников и поэтов-сатириков "Боевой карандаш". В 1995 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Сергей Константинович Зарянко (1818—1870) — художник, педагог и теоретик искусства» (научный руководитель - Леняшин, Владимир Алексеевич) , в которой впервые исследовал творческий путь и философско-эстетические взгляды художника, реконструировал творческий метод, теорию искусства и методику преподавания С К. Зарянко, проанализировал его сохранившиеся произведения, сделал ряд атрибуций. В 1998—1999 гг. стажировался в Католическом университете (ФРГ, стипендиат научного фонда Круппа фон Болена).
В 1990-е - 2010-е годы преподавал теоретические и творческие дисциплины в высших учебных заведениях, работал хранителем и научным сотрудником в Государственный музей истории Санкт-Петербурга и других музеях. Впервые описал коллекцию изобразительного искусства в Музей-квартира А. А. Блока. С 2005 г. — научный консультант издательства "Большая Российская энциклопедия", - автор, редактор и рецензент многих статей.
Автор свыше 200 публикаций, в том числе книг «Живопись 20-30-х годов» (СПб.: Художник РСФСР, 1991. 200 с., с Манин Виталий Серафимович), «С. К. Зарянко — художник, педагог, теоретик искусства» (СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. 260 с., грант предоставил Российский гуманитарный научный фонд), «Художники русского салона 1850—1917» (СПб.: Золотой век, 2004. 586 с.), «Сергей Зарянко» (М.: Белый город, 2004. 48 с.), «Валерий Полотнов» (М.: Белый город , 2006. 48 с.), «Полная энциклопедия живописи» (М.: Астрель, Олимп, 2009. 448 с.; М.: АСТ, 2010. 448 с.), "Алексей Жабский: Свет души" (М.: Галарт, 2016, 247 с., с Леняшин Владимир Алексеевич и Сидоров Валентин Михайлович) и др. Сфера научных интересов — русское искусство XIX—XX вв. в контексте мировой культуры и проблема классической традиции в современном искусстве.
Как живописец выставляется с 1988 г. (экспозиция «Современное искусство Ленинграда» в Центральном выставочном зале Манеж (Санкт-Петербург), как искусствовед публикуется с 1989 г. (статья «Школа Кардовского»// Юный художник, 1989, № 10, с.38-41) Является основателем и теоретиком творческого объединения «Основа», впервые ввел и определил понятие «фундаментализм в изобразительном искусстве». Персональные выставки состоялись в 1992 (Выставочный зал Союза художников России на Охте) и 2004 гг. (Государственный музей истории Санкт-Петербурга). Автор пейзажных и жанровых полотен, портретов и натюрмортов, картин на мифологические темы.