Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Кятиб Челеби

Кятиб Челеби

Религия

богословию, правоведению, политике, литературе, географии, истории, библиографии


Кятиб Челеби (Мустафа Абдуллах, Хаджи Халифе) (тур. Ktip elebi; февраль 1609, Стамбул, Османская империя — 6 октября 1657, Стамбул, Османская империя) — османский учёный, историк и писатель. Оставил сочинения по различным областям знаний — богословию, правоведению, политике, литературе, географии, истории, библиографии.

Мустафа Абдуллах относился к числу образованнейших людей того времени, известный не только как выдающийся историограф Османской империи первой половины XVII века, — он внёс несомненный вклад в развитие в Османской империи и таких наук, как география, библиография, философия и другие. Его труды широко использовались в исследованиях советских историков. Что же касается турецких историков, то они считают, в частности, что Мустафа Абдуллах открыл Турции западную культуру. Он уделял большое внимание переводам и широко использовал в своих трудах сведения из нетурецких произведений, особенно географических. В предисловии к трудам «Мизан ал-хакк» («Мерило справедливости») и «Дюстур ал-амал ли ислах ал-халал» («Указатель образа действия для исправления неурядиц») Мустафа Абдуллах восхвалял науку и философию, доказывал необходимость развития естественных наук, осуждал отсталость и суеверие, существовавшие в то время в стране. Он прилагал большие усилия, чтобы использовать всё то новое, что появлялось тогда в науке Запада.

Характеризуя мусульманскую литературу, академик В. В. Бартольд даёт следующую оценку трудам Мустафы Абдуллаха:

«К XVII веку относится деятельность Кятиба Челеби, написавшего, между прочим, обширный библиографический труд по всем отраслям литературы и науки; из других его трудов особенно замечательно географическое сочинение, представляющее первую попытку сопоставить данные европейской географической науки с данными мусульманской»

Такую же характеристику трудов Мустафы Абдуллаха даёт академик И. Ю. Крачковский, который в своем исследовании о турецкой географической литературе называет его учёным-полигистром, географом и считает выдающимся деятелем турецкой литературы. Он писал, что добросовестность Мустафы Абдуллаха «не позволяла ему закрывать глаза на те влияния и факты, которые шли с Запада; в меру своих знаний он старался привлекать все полезное, что в них находил, не боясь упреков и новшеств, а может быть даже обвинений в ереси».

Биография

Источники

Биографические сведения о себе Мустафа Абдуллах даёт в основном в конце первой части своего труда «Сулам ал-вусул ила табакат ал-фухул» («Приближение к разрядам знатных мужей») и в конце книги «Мизан ал-хакк»: «Имя моё — Мустафа, сын Абдуллаха. Родился в Стамбуле. По вере принадлежу к ханефитам, а по нраву следую Ишракиям. Среди улемов упоминаюсь под именем Кятиба Челеби, а в Диване как Хаджи Халифе… По словам матери, родился в месяце зу-л-ка’де 1017 года (февраль 1609 года). Мой отец [по имени] Абдуллах находился на службе при султанском дворе, где, получив соответствующую должность, был включен в группу силяхдаров. В этой должности он принимал участие в походах…»

Юношество и взрослая жизнь

В возрасте от 6 до 14 лет Мустафа Абдуллах обучался чтению Корана. В 14 лет начал изучать арифметику у одного из анатолийских «счётоводов». За короткий срок он приобрел специальность счётовода. В 1624 году вместе с отцом Мустафа Абдуллах принял участие в подавлении восстания Абаза-паши. После Багдадского похода в 1626 г. в Мосуле он похоронил отца и возвратился в Диярбакыр. Будучи назначен секретарём канцелярии (отчего и получил прозвище Кятиб) кавалерийского корпуса, Мустафа Абдуллах направился в Стамбул. В Стамбуле он аккуратно посещал уроки шейха Кади-заде, оказавшего на него огромное влияние. Он первый вызвал в Мустафе Абдуллахе интерес к наукам. Однако из-за длительных войн Османской империи с Ираном и Австрией Мустафа Абдуллах не смог получить систематического образования. Так, известно, что в 1629 году в составе османских войск, возглавляемых Хусрев-пашой, Мустафа Абдуллах направился в поход на Хамадан и Багдад. В 1634 году он опять находился в составе турецкого войска, которое было направлено в Халеб на зимовку. Воспользовавшись этим, он совершил паломничество в Мекку. Во время пребывания в Халебе Мустафа Абдуллах не переставал интересоваться наукой, изучал местные рукописные собрания, делал записи и приобретал книги. В 1635 году под командованием султана Мурада IV он участвовал в большом персидском походе и стал очевидцем осады Еревана и его захвата.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ