Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мхитар Гош

Мхитар Гош

Активисты

армянский мыслитель, литературный и общественный деятель, богослов и священник


Мхитар Гош (арм.  ; дата рожд. неизв., около 1120/1130, Гянджа — 1213, монастырь Нор Гетик) — армянский мыслитель, литературный и общественный деятель, богослов и священник. Авторитетная «Американская энциклопедия» причисляет Гоша к одним из виднейших представителей армянского Возрождения, британский учёный Д. Лэнг ставит его произведения в один ряд с баснями Эзопа и Лафонтена.

Биография

Биографические сведения о Мхитаре Гоше (прозвище Гош в переводе с армянского означает «редкобородый») сохранились главным образом у Киракоса Гандзакеци. Мхитар Гош будучи армянином, родился в Гяндже, где под тюркским владычеством проживала значительная армянская община. Точная дата рождения неизвестна, однако, учитывая, что умер он «в глубокой старости» в 1213 году, исследователи полагают, что родился он между 1120 и 1130 годами. Начальное образование получил в родном городе, ещё ребёнком в семье познакомился со Священным писанием. Обучение продолжил у вардапета Ованеса Тавушеци, сам получил степень вардапета. Для совершенствования образования отправился в Киликийское армянское царство, где учился при монастыре Сев Лер. Здесь он повторно получил вардапетскую степень. После этого некоторое время провёл в Эрзруме, где подружился с изгнанным (грузинским царём) князем Курдом Арцруни; затем вернулся в Гянджу, где вёл преподавательскую и литературную деятельность. Вскоре, однако, ему пришлось уехать в связи с гонениями со стороны местных тюрок, инспирированными его противниками среди местного духовенства. Мхитар поселился в соседнем армянском княжестве Хачен, где его принял под свою защиту правитель Атерка Вахтанг Тагаворазн. Здесь он остается несколько лет. Примерно в 1184 году, узнав, что его друг Курд Арцруни вернул свои владения в северовосточной Армении, Гош отправился к нему и поселился в монастыре Гетик, в ущелье Тандзут области Кайен. Как пишет его ученик Киракос Гандзакеци, «И поселился в монастыре, называемом Гетик, в Кайенском гаваре, на большой реке, называемой Ахстев, на правом её берегу». В конце XII века, однако, в результате сильного землетрясения церковь разрушается. В 1188 году, при содействии князя Иване Закаряна, Гош возводит новую церковь, которая так и называется Нор Гетик—Новый Гетик и начинает преподавать в ней. Монастырь располагался на крайнем северо-востоке исторического Айрарата. Здесь же он провёл основную часть оставшейся жизни.

Мхитар Гош, «Послание...» И сказали мы об этом вкратце и в основном о греках и грузинах, которые поносят нас, что, мол, одни только армяне не приемлют собор Халкедонский Оригинальный текст (арм.)   , ,

Гош пользовался большим авторитетом среди армянской политической элиты своего времени, являлся важной фигурой в духовной и общественной жизни армян. Был участником церковных соборов Лори 1205 года и Ани 1207 года. Являлся советником и духовным наставником Закаре Закаряна. Также был общественным деятелем, мечтал о восстановлении армянской государственности.

Труды

Его перу принадлежат более 10 трудов разных направлений, среди которых «Судебник», «Краткое толкование Иеремии», историческая хроника и т. д. В своих сочинениях Мхитар Гош четко различает этническую и конфессиональную принадлежность, он пытается доказать, что миафизитство кроме армян исповедуют и другие народы, которые «пребывают твердо в одной с нами вере, не принявшие Халкидонский собор». Примечательно также его послание к Иване и Закаре Закарянам. В нем Мхитар стремится наладить этно-конфессиональные противоречия между двумя народами армянами и грузинами, находящимся в то время в тесном политическом союзе.

Судебник

Мхитар Гош, «Судебник», 1184 год

Где найдешь ответ тем, кто злословит о нас, якобы нет суда в Армении Оригинальный текст (арм.)   , ,

Во второй половине XII века мусульманские эмиры Гянджи позволяли армянской христианской общине пользоваться собственной судебной системой, однако из-за отсутствия таковой спорные вопросы всё же решались в мусульманских судах. Такая практика иногда приводила к злоупотреблениям, и Гош взялся за составление судебника для своего народа, чтобы предотвратить обращение армян в мусульманские суды. Этот правовой труд, написанный в 1184 году и известный ныне как «Судебник Мхитара Гоша» или «Армянский судебник», стал наиважнейшим из трудов учёного и первым памятником светского права у армян. В «Судебнике» отражены правовые нормы средневековой Армении, он стал основой правовой традиции армян как в самой Армении, так и в диаспоре. Состоит из «Введения» и основного текста из 251 статей. Согласно Гошу, церковь и государство — это два основных столпа, держащие общество, как строение. В книге виновность разделено на 2 категории — церковная и светская, в соответствии с чем Гош определяет также 2 основных форм наказания — религиозно-церковный и телесно-материальный (смертная казнь, заключение, имущественно-финансовые штрафы). Наказание, согласно ему, не должен иметь чисто физической цели, или цели мести, а должен быть направлен на исправление, перевоспитание человека. Согласно Гошу каждый человек обладает «естественным правом», который он трактует как выражение божественного разума в человеке. Прогрессивность мышления Гоша проявляется также в его последовательных рекомендациях заменять смертную казнь на сохраняющим виновному жизнь карами

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ