Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Мятлев, Василий Алексеевич

Мятлев, Василий Алексеевич

Адмиралы

русский адмирал и губернатор из рода Мятлевых


Василий Алексеевич Мятлев (1694—10 марта 1761) — русский адмирал и губернатор из рода Мятлевых.

Биография

Сын вологодского помещика Алексея Григорьевича Мятлева и Марии Осиповны Павловой (ум. 1739).

Военная служба

1708 — Мятлев находился на галерном флоте.

1715 — в чине подпоручика, в 1716 году служил на флагманском корабле Балтийского флота «Ингерманланд».

1721 — в Нижнем Новгороде участвует в строительстве флота для Персидского похода Петра Первого (1722—1723).

1722 — произведен в капитан-лейтенанты «за добрую и прилежную службу».

1723 — на Каспийском море.

1725 — служит в Астраханском порту, участвует в десантных операциях Каспийского флота и экспедиции князя Урусова.

1726 — переведён в Петербург и возвращен в Главное Адмиралтейство.

1727 — произведён в капитаны 3 ранга.

1728 — в должности советника Адмиралтейской конторы, будучи капитаном 2-го ранга, командовал кораблем «Перл» в Кронштадте.

1730—1732 — директор Морской академии. В звании капитана 1-го ранга (1730).

1733 — назначен капитаном Архангельского порта, участвовал в создании Соломбальского адмиралтейства и создании сухого дока в Соломбале, руководил подготовкой Обской экспедиции (1734—1738) Д. Л. Овцына.

1735—1740 — заместитель главного командира Архангельского порта.

1740 — обер-интендант Архангельского порта.

1742 — уволен в отставку по болезни с производством в контр-адмиральский чин.

1747 — 53-летний вдовец вступил во второй брак, от которого у него родилось 2 сына и 3 дочери.

Сибирский губернатор

1752 — при Елизавете Петровне призван на гражданскую службу в чине генерал-лейтенанта, назначен губернатором Сибирской губернии. Установил правила для промышленников на Алеутских островах, помогал им в постройке судов.

«В июне 1753 года сибирский губернатор генерал-лейтенант В. А. Мятлев по поручению Сената подготовил представление о возобновлении Камчатской экспедиции и строительстве в устье Амура верфи и военно-морской базы. Мятлев справедливо полагал, что доставка хлеба в Охотский и Удский остроги по Амуру обойдется значительно дешевле, особенно если выращивать его в Нерчинском уезде, связанном по рекам Ингоде и Шилке с Амуром. На верфи в устье Амура он планировал построить не менее трех фрегатов для обследования земель, лежащих к востоку от Камчатки». Попутно он продвигал в Сенате прошение об открытии в Нерчинске и Иркутске навигацких школ, чтобы решить на будущее проблему довольно дорогостоящей для региона присылки из центра штурманов и геодезистов, потребность в которых постоянно возрастала.

25 июня 1753 года представление Мятлева было обсуждено на заседании Сената. Сенат передал в его распоряжение всех морских офицеров и служащих Второй Камчатской экспедиции, выделил необходимые для обследования рек Ингоды, Аргуни и Амура приборы и геодезистов, а также приказал открыть навигационные школы в Иркутске и Нерчинске. Однако на запрос о возможности согласования с Китаем вопроса о свободном плавании русских судов по Амуру и строительстве верфи и крепости в его устье Коллегия иностранных дел ответила отрицательно, посоветовав сначала поискать удобное место для строительства морских судов при слиянии рек Шилки и Аргуни. Указом от 9 декабря 1753 года Сенат утвердил проект Мятлева о возобновлении Камчатской экспедиции и одобрил мнение Коллегии иностранных дел. Общее руководство экспедицией возлагалось на Мятлева, а практическое исполнение поручалось Ф. И. Соймонову, о назначении которого руководителем сибирских гидрографов просил хорошо знавший его Мятлев.

18 декабря 1753 года награждён орденом Св. Александра Невского.

В 1754 году в Иркутске по инициативе Мятлева открыли Адмиралтейство, в распоряжении которого между истоком Ангары и устьем Селенги курсировали 3 парусных галиота, одновременно в городе также была открыта Иркутская навигационная школа. После окончания ученики отправлялись для описания Амура и других рек, определялись штурманами на Байкал и в Охотское море на казённые и частные суда. Наибольшее количество выпускников навигационной школы приходилось на 1770—1780-е годы (до 60 человек). В то время в школе даже открыли курсы японского языка. Учителями японского были японцы, некогда попавшие в кораблекрушение и выброшенные на русский берег. После введения иностранного языка из школы стали выпускаться переводчики для торговых судов и научных экспедиций. С целью выхода на Амур, в Иркутске по инициативе Мятлева была организована тайная команда геодезистов и штурманов, которая описывала берега и деревни Амура.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ