Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Баб (бабизм)

Баб (бабизм)

Пророки

20 октября 1819 - 09 июля 1850

титул Сейида Али Мухаммада Ширази , основателя и пророка бабидской религии, религии Байана


Баб (перс.  — «врата») — титул Сейида Али Мухаммада Ширази (перс. ) (1819 или 1820 — 1850), основателя и пророка бабидской религии, религии Байана. Среди азалитов он именуется Нукта-и-Байан (перс.  — Смысл Разъяснения). Среди бахаи иранского происхождения он обычно именуется перс. («Его Святость Возвышенный») или перс. («Его Святость Высочайший Господин»). Все произведения и откровения Баба называются Байан.

Ранние годы жизни

Баб родился в торгово-купеческой семье в городе Шираз на юге Ирана 1-го мухаррама 1235 года хиджры (20 октября 1819 года). Его отец, Сейид Мухаммад-Риза, умер, когда Баб был ребёнком (около 1826 года). Он был воспитан своей матерью Фатимой Бегум под руководством одного из её братьев, Хаджи Мирзы Сейида Али. Братьев или сестёр у него не было. О детских годах Баба известно мало. Ребёнком он посещал местную кораническую школу и получил начальное образование. Он также обучался коммерции в объёме, необходимом, чтобы участвовать в делах семьи его матери. В 1835 году он начал работать в качестве коммерсанта в порту Бушир, сначала в торговой конторе своего дяди, а затем самостоятельно.

Позднейшие рассказы подчеркивают набожность Али-Мухаммада в годы юности. Подчиняясь религиозному чувству, он закрыл в 1840 году свою торговлю в Бушире и предпринял долгое паломничество к святым местам шиитов в Ираке, где провел около года. В течение этого времени он находился в группе, объединённой вокруг шейхитского лидера Сейида Казима Рашти, где привлёк к себе внимание своей необыкновенной набожностью. Он, однако, не продолжил формального религиозного образования и вернулся в Шираз, где в августе 1842 года женился на Хадидже Бегум, двоюродной сестре своей матери Фатимы Бегум. У молодой четы родился сын Ахмад, умерший в младенчестве (1843).

В некоторых своих ранних письмах он пишет, что не получает удовольствия от семейного бизнеса и вместо этого посвящает себя исследованию религиозной литературы. Его современник охарактеризовал его как «очень молчаливого», заметив, что «[он] никогда не будет произносить ни слова, если в этом не возникнет абсолютной необходимости. Он даже не отвечал на наши вопросы. Он был постоянно поглощён собственными мыслями и озабочен повторением молитв и стихов. Это красивый мужчина с тонкой бородой, одетый в чистую одежду, носящий зелёный платок и чёрный тюрбан».

Английский врач дал ему такое описание: «Он был очень снисходительным и утончённым человеком, довольно невысокого роста, очень порядочный для персиян, с мелодичным мягким голосом, весьма меня поразившим».

В последующие годы в Ширазе религиозный энтузиазм Али-Мухаммада нашёл своё продолжение. В начале 1844 года или несколько ранее он начал записывать стихи, которые считал божественным откровением. Возможно, что в то же время о нём пошла слава как о личности аскетической, наделённой благословением Скрытого Имама; приписывали ему и чудеса.

Провозглашение и ранняя проповедь (май 1844 — март 1847)

Начало развития определённого религиозного движения, сосредоточенного вокруг Али-Мухаммада, традиционно связывают с ночью 22 мая 1844 года, в которую состоялось обращение Муллы Хусейна Бушруи, первого из того узкого круга первых последователей Баба, которые впоследствии стали известны как «Буквы Живого». Тогда же началось создание «Каййум-уль-Асма», рассматриваемого как провозглашение Бабом его собственной миссии. В контексте кризиса преемничества, создавшегося среди шейхитов после смерти Сеййида Казима, эти события привели к тому, что Баб стал для многих из шейхитов обетованным мессианским лидером. Провозглашая близкое Воскрешение из мертвых и предъявляя претензию на божественно подтвержденное лидерство, Баб обращался ко всему мусульманскому миру и вскоре стал для многих «вратами» (Баб) к Скрытому Имаму. В это время его последователи стали называться бабидами.

Отправив своих учеников провозглашать его дело (но без того, чтобы открыто называть его имя), Баб со своим учеником Куддусом и слугой Мубараком покинул Шираз в сентябре 1844 года и направился в Мекку для публичного провозглашения своей миссии. Тем самым он стремился, чтобы его действия совпадали с мусульманскими пророчествами о времени прихода Имама Махди. Затем он намеревался присоединиться к своим ученикам в Ираке, также в соответствии с пророчествами мусульманского мессианизма. Появление Баба в Мекке (12 декабря 1844 — 7 января 1845) осталось малозамеченным. Посыльный Баба в Ираке, Мулла Али Бастами, встретился с сопротивлением со стороны шиитского духовенства и был в конце концов заключен в тюрьму османскими властями. Баб возвестил о перемене божественного веления и вернулся в Бушир. Его последователи в Ширазе, однако, вызвали такие беспорядки (добавив имя Баба к мусульманскому призыву к молитве), что губернатор Шираза, Хусейн-Хан, выслал отряд войск, чтобы арестовать Баба на пути из Бушира. Баб вернулся в Шираз (начало июля 1845 года) и был подвергнут бурному допросу при дворе губернатора, после чего был отпущен на поручительство своего дяди. От него потребовали сделать публичный отказ от претензий на титул имама.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ