Баб (перс. — «врата») — титул Сейида Али Мухаммада Ширази (перс. ) (1819 или 1820 — 1850), основателя и пророка бабидской религии, религии Байана. Среди азалитов он именуется Нукта-и-Байан (перс. — Смысл Разъяснения). Среди бахаи иранского происхождения он обычно именуется перс. («Его Святость Возвышенный») или перс. («Его Святость Высочайший Господин»). Все произведения и откровения Баба называются Байан.
Ранние годы жизни
Баб родился в торгово-купеческой семье в городе Шираз на юге Ирана 1-го мухаррама 1235 года хиджры (20 октября 1819 года). Его отец, Сейид Мухаммад-Риза, умер, когда Баб был ребёнком (около 1826 года). Он был воспитан своей матерью Фатимой Бегум под руководством одного из её братьев, Хаджи Мирзы Сейида Али. Братьев или сестёр у него не было. О детских годах Баба известно мало. Ребёнком он посещал местную кораническую школу и получил начальное образование. Он также обучался коммерции в объёме, необходимом, чтобы участвовать в делах семьи его матери. В 1835 году он начал работать в качестве коммерсанта в порту Бушир, сначала в торговой конторе своего дяди, а затем самостоятельно.
Позднейшие рассказы подчеркивают набожность Али-Мухаммада в годы юности. Подчиняясь религиозному чувству, он закрыл в 1840 году свою торговлю в Бушире и предпринял долгое паломничество к святым местам шиитов в Ираке, где провел около года. В течение этого времени он находился в группе, объединённой вокруг шейхитского лидера Сейида Казима Рашти, где привлёк к себе внимание своей необыкновенной набожностью. Он, однако, не продолжил формального религиозного образования и вернулся в Шираз, где в августе 1842 года женился на Хадидже Бегум, двоюродной сестре своей матери Фатимы Бегум. У молодой четы родился сын Ахмад, умерший в младенчестве (1843).
В некоторых своих ранних письмах он пишет, что не получает удовольствия от семейного бизнеса и вместо этого посвящает себя исследованию религиозной литературы. Его современник охарактеризовал его как «очень молчаливого», заметив, что «[он] никогда не будет произносить ни слова, если в этом не возникнет абсолютной необходимости. Он даже не отвечал на наши вопросы. Он был постоянно поглощён собственными мыслями и озабочен повторением молитв и стихов. Это красивый мужчина с тонкой бородой, одетый в чистую одежду, носящий зелёный платок и чёрный тюрбан».
Английский врач дал ему такое описание: «Он был очень снисходительным и утончённым человеком, довольно невысокого роста, очень порядочный для персиян, с мелодичным мягким голосом, весьма меня поразившим».
В последующие годы в Ширазе религиозный энтузиазм Али-Мухаммада нашёл своё продолжение. В начале 1844 года или несколько ранее он начал записывать стихи, которые считал божественным откровением. Возможно, что в то же время о нём пошла слава как о личности аскетической, наделённой благословением Скрытого Имама; приписывали ему и чудеса.
Провозглашение и ранняя проповедь (май 1844 — март 1847)
Начало развития определённого религиозного движения, сосредоточенного вокруг Али-Мухаммада, традиционно связывают с ночью 22 мая 1844 года, в которую состоялось обращение Муллы Хусейна Бушруи, первого из того узкого круга первых последователей Баба, которые впоследствии стали известны как «Буквы Живого». Тогда же началось создание «Каййум-уль-Асма», рассматриваемого как провозглашение Бабом его собственной миссии. В контексте кризиса преемничества, создавшегося среди шейхитов после смерти Сеййида Казима, эти события привели к тому, что Баб стал для многих из шейхитов обетованным мессианским лидером. Провозглашая близкое Воскрешение из мертвых и предъявляя претензию на божественно подтвержденное лидерство, Баб обращался ко всему мусульманскому миру и вскоре стал для многих «вратами» (Баб) к Скрытому Имаму. В это время его последователи стали называться бабидами.
Отправив своих учеников провозглашать его дело (но без того, чтобы открыто называть его имя), Баб со своим учеником Куддусом и слугой Мубараком покинул Шираз в сентябре 1844 года и направился в Мекку для публичного провозглашения своей миссии. Тем самым он стремился, чтобы его действия совпадали с мусульманскими пророчествами о времени прихода Имама Махди. Затем он намеревался присоединиться к своим ученикам в Ираке, также в соответствии с пророчествами мусульманского мессианизма. Появление Баба в Мекке (12 декабря 1844 — 7 января 1845) осталось малозамеченным. Посыльный Баба в Ираке, Мулла Али Бастами, встретился с сопротивлением со стороны шиитского духовенства и был в конце концов заключен в тюрьму османскими властями. Баб возвестил о перемене божественного веления и вернулся в Бушир. Его последователи в Ширазе, однако, вызвали такие беспорядки (добавив имя Баба к мусульманскому призыву к молитве), что губернатор Шираза, Хусейн-Хан, выслал отряд войск, чтобы арестовать Баба на пути из Бушира. Баб вернулся в Шираз (начало июля 1845 года) и был подвергнут бурному допросу при дворе губернатора, после чего был отпущен на поручительство своего дяди. От него потребовали сделать публичный отказ от претензий на титул имама.