Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Несторий

Несторий

Религия

годах, предполагаемый автор одной из трёх литургий восточно-сирийского обряда


Несторий (греч. ; после 381, Цезария Германикея, Сирия, Римская империя — около 451, оазис Ибиса, Египет, Восточная Римская империя) — известный церковный деятель и ересиарх, представитель Антиохийской богословской школы; архиепископ Константинопольский в 428—431 годах, предполагаемый автор одной из трёх литургий восточно-сирийского обряда. Его учение осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Был в числе приглашённых на Халкидонский собор. В Ассирийской Церкви Востока почитается как святой в числе «греческих учителей» (malpn yawny) Церкви, в связи с чем у этой конфессии существует экзоним несторианство.

Биография

Происхождение

Несторий происходил из сирийского города Цезарии Германикейской, на Евфрате.

По древнему сирскому преданию, деды Нестория переселились из Парфянского царства в Сирийскую Самосату ещё язычниками и здесь уже стали христианами. От одного их сына родился Несторий, а от другого — блаженный Феодорит.

Наружности он был, как передают, благообразной и представительной. Небольшого роста, но с большими выразительными глазами и светло-рыжеватой шевелюрой. По характеру же он был честолюбив и отчасти вспыльчив (о чём свидетельствует Сократ Схоластик).

Учился Несторий в Германикии и даже одно время в Афинах. В Антиохии слушал лекции Феодора Мопсуестийского. Одно сирийское житие рассказывает, что Феодор, как профессор школы, хорошо знавший своего ученика Нестория, по случаю вызова Нестория в Константинополь напутствовал его и призывал быть умеренным и сдержанным, ибо, по житийному выражению, «никогда ещё женщина не рождала столь ревностного сына». Надо признать, что вся эта ревностность не была достаточно зоркой и трезвой. Это была искренность наивного провинциала.

Прибытие в Константинополь

Явившись в Константинополь, Несторий вообразил себя главным образом истребителем еретиков и считал, что должен заняться здесь генеральной чисткой. В своей речи, сказанной после возведения во епископа (10 апреля 428 года), обращенной к императору Феодосию II (покровительству императора он и был обязан этим саном), Несторий размашисто краснословит: «Дай мне землю, очищенную от еретиков, и я дам тебе небо», «Царь, раздави со мной еретиков, и я раздавлю с тобой персов». Честолюбивый провинциал начал действовать. Уже через пять дней по вступлении в должность Несторий распорядился закрыть арианскую церковь, которая открыто функционировала в столице. Ариане немедленно подожгли её и устроили большой пожар во всём квартале. После этого городские низы прозвали Нестория «поджигателем».

Он самочинно начал реформирование литургии Константинопольской епархии и включил в неё много элементов литургии Церкви Востока. Это обидело клириков. Несторий не знал сирийского языка, который был не только языком Церкви Востока, но и вторым языком православных Византии (наряду с греческим), поэтому его реформирование было в высшей степени спорным. Поскольку Иран был главным противником Византии, то начали распространяться слухи, что это — не оплошность, а измена. Сирское жизнеописание Нестория говорит, что он воспретил с церковной кафедры театры, пение, концерты, танцы, атлетические состязания. После этого жители столицы не могли с абсолютным доверием относиться к своему новому предстоятелю. Наивность и слепоту Несторий проявил и на всём поле своей деятельности как верховного арбитра по целому потоку апелляционных дел, стекающихся в церковно-государственную столицу. Его великий предшественник Иоанн Златоуст уже потерпел неудачу именно на этом поприще. Несторий не понял этого урока. Он пытался подражать своему святому предшественнику. В очередном порядке на столе апелляционных дел лежало дело пелагианских епископов, изгнанных с Запада, и дела некоторых недовольных клириков из Александрии с жалобами на своего архиепископа Кирилла. Несторий забыл или, что более вероятно, не понял, что именно такого рода дела Иоанна Златоуста вызвали большую неприязнь к нему дяди нынешнего александрийского епископа, Феофила. Обидна была для самолюбия Александрии даже возможность попасть под суд Константинопольского «выскочки». Как прежде архиепископ Феофил, так и его племянник Кирилл решил затеять «превентивную войну» и не быть судимым, а самому судить Нестория. Помимо всего прочего, «простота» Нестория также мало импонировала утонченности Александрийской школы. Когда епископ Кирилл заметил следы того, что могло показаться неправославием, он начал действовать.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ