Несторий (греч. ; после 381, Цезария Германикея, Сирия, Римская империя — около 451, оазис Ибиса, Египет, Восточная Римская империя) — известный церковный деятель и ересиарх, представитель Антиохийской богословской школы; архиепископ Константинопольский в 428—431 годах, предполагаемый автор одной из трёх литургий восточно-сирийского обряда. Его учение осуждено как ересь на Эфесском (Третьем Вселенском) соборе в 431 году. Был в числе приглашённых на Халкидонский собор. В Ассирийской Церкви Востока почитается как святой в числе «греческих учителей» (malpn yawny) Церкви, в связи с чем у этой конфессии существует экзоним несторианство.
Биография
Происхождение
Несторий происходил из сирийского города Цезарии Германикейской, на Евфрате.
По древнему сирскому преданию, деды Нестория переселились из Парфянского царства в Сирийскую Самосату ещё язычниками и здесь уже стали христианами. От одного их сына родился Несторий, а от другого — блаженный Феодорит.
Наружности он был, как передают, благообразной и представительной. Небольшого роста, но с большими выразительными глазами и светло-рыжеватой шевелюрой. По характеру же он был честолюбив и отчасти вспыльчив (о чём свидетельствует Сократ Схоластик).
Учился Несторий в Германикии и даже одно время в Афинах. В Антиохии слушал лекции Феодора Мопсуестийского. Одно сирийское житие рассказывает, что Феодор, как профессор школы, хорошо знавший своего ученика Нестория, по случаю вызова Нестория в Константинополь напутствовал его и призывал быть умеренным и сдержанным, ибо, по житийному выражению, «никогда ещё женщина не рождала столь ревностного сына». Надо признать, что вся эта ревностность не была достаточно зоркой и трезвой. Это была искренность наивного провинциала.
Прибытие в Константинополь
Явившись в Константинополь, Несторий вообразил себя главным образом истребителем еретиков и считал, что должен заняться здесь генеральной чисткой. В своей речи, сказанной после возведения во епископа (10 апреля 428 года), обращенной к императору Феодосию II (покровительству императора он и был обязан этим саном), Несторий размашисто краснословит: «Дай мне землю, очищенную от еретиков, и я дам тебе небо», «Царь, раздави со мной еретиков, и я раздавлю с тобой персов». Честолюбивый провинциал начал действовать. Уже через пять дней по вступлении в должность Несторий распорядился закрыть арианскую церковь, которая открыто функционировала в столице. Ариане немедленно подожгли её и устроили большой пожар во всём квартале. После этого городские низы прозвали Нестория «поджигателем».
Он самочинно начал реформирование литургии Константинопольской епархии и включил в неё много элементов литургии Церкви Востока. Это обидело клириков. Несторий не знал сирийского языка, который был не только языком Церкви Востока, но и вторым языком православных Византии (наряду с греческим), поэтому его реформирование было в высшей степени спорным. Поскольку Иран был главным противником Византии, то начали распространяться слухи, что это — не оплошность, а измена. Сирское жизнеописание Нестория говорит, что он воспретил с церковной кафедры театры, пение, концерты, танцы, атлетические состязания. После этого жители столицы не могли с абсолютным доверием относиться к своему новому предстоятелю. Наивность и слепоту Несторий проявил и на всём поле своей деятельности как верховного арбитра по целому потоку апелляционных дел, стекающихся в церковно-государственную столицу. Его великий предшественник Иоанн Златоуст уже потерпел неудачу именно на этом поприще. Несторий не понял этого урока. Он пытался подражать своему святому предшественнику. В очередном порядке на столе апелляционных дел лежало дело пелагианских епископов, изгнанных с Запада, и дела некоторых недовольных клириков из Александрии с жалобами на своего архиепископа Кирилла. Несторий забыл или, что более вероятно, не понял, что именно такого рода дела Иоанна Златоуста вызвали большую неприязнь к нему дяди нынешнего александрийского епископа, Феофила. Обидна была для самолюбия Александрии даже возможность попасть под суд Константинопольского «выскочки». Как прежде архиепископ Феофил, так и его племянник Кирилл решил затеять «превентивную войну» и не быть судимым, а самому судить Нестория. Помимо всего прочего, «простота» Нестория также мало импонировала утонченности Александрийской школы. Когда епископ Кирилл заметил следы того, что могло показаться неправославием, он начал действовать.