Никифор Монашествующий (греч. ) или Никифор Уединенник (XIII век) — православный монах, духовный писатель, один из авторов духовного сборника «Добротолюбие».
Биография
Подвизался на Афоне в правление императора Михаила VIII Палеолога. Родился в итальянской католической семье, но отверг католицизм, принял православие и монашествовал на Афоне. За отказ следовать пролатинской политике императора Михаила VIII Палеолога подвергся заключению и ссылке. Никифор Уединённик оставил несколько наставительно-нравственных сочинений. Никифор — прямой предшественник св. Григория Синаита и св. Григория Паламы, который был знаком с его произведениями, в исихастской практике, хотя Григорий Синаит и Григорий Палама не нашли уже его учеников на Афоне.. Никифор, настаивая на необходимости духовного наставника в практике исихазма, допускал возможность и самостоятельной практики монашествующих и давал практические советы на этот случай. Варлаам Калабрийский карикатурно описывал практику Иисусовой молитвы, но объектом его выпадов была не столько практика исихазма в целом, сколько его собственная пародия на эту практику, преимущественно же лишь на одну из составляющих её частей — необязательные психо-соматические приёмы в изложении прп. Никифора Уединённика. Варлаам критиковал опыт, практику, основываясь только на сочинениях Никифора и не имея такого опыта лично. Неверно, что глаз надо уставить в середину живота — отсюда презрительная кличка «пуподушники», — неверно это, конечно, в общем и целом, т.е. нельзя руководствоваться пародией Варлаама и сводить исихазм к трудам Никифора Уединённика, не получившего философское и богословское образование. Нужно корректировать представления, возникшие вследствие чтения трудов одного только прп. Никифора Уединённика, которые, подобно представлениям Варлаама, могут быть ошибочными, изучением трудов других подвижников-исихастов.