Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Никодим (Ротов): биография

12 апреля 1970 года удостоен права ношения двух панагий. 17 июня 1971 года указом Патриарха Пимена награждён правом служения с предносным крестом. В апреле 1972 года, в числе прочих религиозных деятелей СССР — «участников движения за мир», подписал проект письма, осуждавшего «клеветническую деятельность» Александра Солженицына.

В 1972 году с ним случился инфаркт, после чего подал прошение об освобождении его от должности председателя отдела внешних церковных сношений. 30 мая 1972 года решением Синода освобождён от должности председателя ОВЦС. Оставлен председателем Комиссии Священного синода по вопросам христианского единства, которая в том же заседании Синода была переименована в Комиссию Священного синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений.

3 сентября 1974 года назначен Патриаршим Экзархом Западной Европы. С 23 ноября по 10 декабря 1975 года возглавил делегацию Русской церкви на V Генеральной Ассамблее ВСЦ в Найроби; был избран Президентом Всемирного совета церквей.

Внешнеполитическая деятельность

Сыграл ключевую роль в переговорном процессе, в результате которого было урегулирован канонический статус — с точки зрения Московского патриархата — Митрополичьего округа в Северной Америке (Русской православной греко-кафолической церкви в Америке): последней была дарована автокефалия Патриаршим и Синодальным Томосом в 1970 году, учреждавшим Автокефальную православную церковь в Америке. Одновременно в юрисдикцию Московской патриархии в качестве автономной возвращалась Японская православная церковь.

Принимал участие во многих экуменических встречах, межправославных совещаниях, международных миротворческих конференциях, был включён в делегацию РПЦ МП на Родосских Всеправославных совещаниях.

Наибольший интерес традиционно вызывают осуществлявшиеся Никодимом от имени Московского патриархата сношения с Ватиканом. Характерно, что Иоанну XXIII он посвятил магистерскую диссертацию, изданную в виде монографии уже посмертно.

Анализ документов свидетельствует, что каким бы ни было его личное отношение к Римской церкви, политика, проводившаяся Никодимом, всегда была в русле внешнеполитической линии советского руководства, не имевшего дипломатических отношений со Святым престолом и до августа 1962 года полагавшего Ватикан одним из центров глобального «антисоветского влияния». Первые выступления Никодима о Римской церкви не отличались принципиально по своей тональности от речей других иерархов Патриархии в послевоенный период, разоблачавших «не только антихристианскую, но даже и аморальную сущность папизма». Так, в своём докладе «Мир — последование Христу» на Первой Всемирной общехристианской конференции в защиту мира 14 июня 1961 года Никодим говорил:

Две тенденции усматриваются в развитии папской системы — тенденция к утверждению владычества папы над Церковью и миром и тенденция к провозглашению папской непогрешимости в делах веры. Папская теория есть наиболее яркое и сконцентрированное выражение того духа внешнего законничества и обмирщения, который проник в значительной степени в учение и жизнь Католической Церкви. <…> Стремление к владычеству земному кидало и кидает Римскую Церковь в самый центр политической международной борьбы. Это стремление заставляло и заставляет и поныне Папский Рим быть двигающей силой различных агрессивных политических ассоциаций и действовать во вред христианству, подрывать самые корни христианской веры и сегодняшней великой миссии церковного общения. <…> Загипнотизированная перспективой полноты папской власти, римская курия своими земными интересами и связями прочно вросла в старый строй жизни, неразрывно связала себя с империалистическими замыслами и доселе остается глухой, и чаще враждебной, к морально-социальным запросам масс, борющихся за идеалы свободы, равенства и братства.

В связи с подготовкой Второго Ватиканского собора секретарь по вопросам христианского единства кардинал Августин Беа предложил представителям Православной церкви присутствовать на Соборе в качестве наблюдателей; предложение было прежде всего обращено к Константинопольскому патриархату — Патриарху Афинагору. В Журнале Московской Патриархии № 5 за 1961 год появилась редакционная статья Non possumus, которая, перечислив обычные пункты православной критики католицизма, отвечала на приглашение кардинала: «Московская Патриархия отвечает кардиналу Беа: Non possumus!»

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ