Никола (до 1923 года — Николай, в миру Пётр Алексеевич Позднев; 1853, село Слободка, Царёвский уезд, Астраханская губерния — 1 сентября 1934, Москва) — епископ Русской древлеправославной церкви, архиепископ Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан (1923—1934).
До 1922 года принадлежал к Православной Российской Церкви. В 1922—1923 был обновленческим архиереем. В 1923 года перешёл к старообрядцам («беглопоповцам»), став их первым архиереем.
Биография
Родился в 1853 году в селе Слободка Астраханской губернии в семье псаломщика.
Окончил Саратовскую духовную семинарию. В 1879 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия.
С 1879 года — заведующий Самарским городским туземным училищем.
С 24 сентября 1882 года — преподаватель латинского, греческого и татарского языков в Оренбургском духовном училище, а затем логики и философии в Оренбургской духовной семинарии. Автор ряда работ, в том числе «Краткой исторической записки об оренбургской епархии» (Оренбург, 1884) и статей об исламе.
В 1886 году защитил диссертацию «Дервиши в мусульманском мире» (Опубликована: Оренбург, 1886; переиздана: М., 2012) на соискание степени магистра богословия.
С 21 октября 1887 года — смотритель Пензенского духовного училища.
С 5 сентября 1894 года — ректор Пензенской духовной семинарии.
В 1906 году во время студенческих волнений в период первой русской революции на него было совершено покушение.
С 19 декабря 1906 года — настоятель Свято-Троицкой соборной церкви города Балашова и благочинный городских церквей.
С марта 1907 года — священник церкви Вознесения Господня в Саратове.
В 1910—1921 годах — настоятель кафедрального Александро-Невского собора Саратова в сане протоиерея. Также был председателем Саратовского отдела епархиального училищного совета, Саратовского православного миссионерского общества и совета Саратовского Иоанникиевского епархиального училища, цензор проповедей.
В 1921 году овдовел, избран викарным епископом и был пострижен в монашество.
С 11 июля 1921 года хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии.
Вскоре после хиротонии епископ был назначен настоятелем Саратовского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
В обновленчестве
В 1922 году уклонился в обновленчество. «Совершенно неожиданно к обновленцам перешёл престарелый викарный епископ Николай [Позднев], живший в мужском монастыре. Объясняли это тем, что „старик выжил из ума“».
28 сентября 1922 года назначен обновленческим архиепископом Саратовским.
В 1923 году, по его собственным словам, разочаровался в обновленчестве. Но и в Патриаршую церковь не вернулся, так как его недовольство вызывали разделения и раздоры, которыми живут и занимаются сторонники Патриаршества и живоцерковцы в Господствующей Российской церкви. Однако известно его обращение в обновленческий синод от 28 октября 1923, в котором говорилось:
Ввиду крайне тяжёлых душевно-нравственных и материальных обстоятельств, сложившихся в моей жизни в настоящее время, вследствие желания моих врагов удалить меня с занимаемого мною места, покорнейше прошу Священный Синод разрешить мне перейти с сущем сане к староверам-старообрядцам, приемлющим священство от Православной Церкви, чтобы объединить всех раскольников и сблизить их с Св. Православною Церковию Христовой. О сем просит меня усиленно существующая у всех староверов в России в настоящее время специальная комиссия по отысканию для них канонически законного епископа. К сему имею долг присовокупить, что я даю обязательство до конца дней моей земной жизни пребывать в каноническом общении с Священным Синодом.
Переход к старообрядцам
Однако обновленческий Синод на своём заседании 29 октября 1923 года выдвинул неприемлемые для старообрядцев условия присоединения к ним владыки Николая — в частности, не должно быть допущено со стороны старообрядцев никакого чиноприемства над Епископом Николаем (тогда как старообрядцы настаивали на его приёме через миропомазание). Тогда владыка Николай принял решение присоединиться к старообрядцам на их условиях. 4 ноября 1923 года в Саратове он был принят в старообрядчество священником Николой Тихомировым вторым чином (через миропомазание) в сане архиепископа. С этого времени он именовался не Николаем, а Николою, как принято у старообрядцев. Обновленческий Синод в ответ запретил его в служении (27 ноября 1923).