Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Нисидзава, Хироёси

Нисидзава, Хироёси

Монархи

27 января 1920 - 26 октября 1944

японский ас, лётчик ВВС Императорского флота Японии во Вторую мировую войну


Хироёси Нисидзава (яп. Нисидзава Хироёси?, 27 января 1920 — 26 октября 1944) — японский ас, лётчик ВВС Императорского флота Японии во Вторую мировую войну.

Возможно, Нисидзава был лучшим японским асом за всю войну: к моменту своей смерти им было одержано 87 воздушных побед. Эта статистика не очень точна, так как в японской авиации было принято вести статистику эскадрильи, а не персонально пилотов, а также из-за чрезмерно жёстких требований при учёте. Газеты писали после смерти про 150 побед, семье он сообщил про 147, в некоторых источниках упоминаются 102, а предполагается даже и 202.

Биография

Нисидзава родился в горной деревне в префектуре Нагано. Он был пятым сыном Микидзи и Миёси Нисидзавы. Его отец был управляющим на фабрике по производству сакэ. Хироёси окончил школу и работал на текстильной фабрике. В июне 1936 года ему на глаза попался плакат, призывающий добровольцев в Ёкарэн — школу подготовки лётчиков-резервистов.

В Новой Гвинее

Когда началась Война на Тихом Океане, Нисидзава находился в эскадрилье (яп. тю:тай) группы Титосэ (ja:), укомплектованной устаревшими самолётами Mitsubishi A5M «Клод». Его направили на аэродром Вунаканау на только что занятой японцами Новой Британии. На той же неделе эскадрилья получила свои первые самолёты Mitsubishi A6M «Зеро» (A6M2, тип 21).

3 февраля 1942 года, все ещё летая на устаревшем A5M, Нисидзава одержал свою первую победу — сбил гидросамолёт «Каталина». Впоследствии было установлено, что гидросамолёт был только повреждён и сумел вернуться на базу. 10 февраля эскадрилья Нисидзавы была переформирована в 4-й авиакорпус. Как раз стали готовы к вылетам новые самолёты, и Нисидзава получил «Зеро» A6M2 с бортовым номером F-108.

1 апреля эскадрилья Нисидзавы была переброшена в Лаэ на Новой Гвинее и приписана к авиакорпусу Тайнань кокутай. Там Нисидзава летал с асами Сабуро Сакаи и Тосио Отой под командованием Дзюнъити Сасаи. Сакаи в воспоминаниях описывает своего друга Нисидзаву постоянно бледным и измождённым, страдающим от малярии и тропических кожных заболеваний. О его способностях Сабуро Сакаи, сам один из ведущих асов империи, писал: «Я никогда не видел, чтобы пилот проделывал на своем самолёте то, что Нисидзава на своём Зеро. Его пилотаж был блестящим, совершенно непредсказуемым, невозможным, потрясающим всех, кто это видел».

Они постоянно сталкивались с ВВС Австралии и США, которые базировались на Порт-Морсби. Первая подтвержденная победа Нисидзавы произошла 11 апреля — он сбил американский Bell P-39 Airacobra. Он сбил ещё 6 самолётов за 72 часа между 1 и 3 мая, благодаря чему стал официально признанным воздушным асом. Нисидзава стал одним из знаменитой тройки — вместе с Сабуро Сакаи и Тосио Отой.

Ночью 16 мая Нисидзава, Сакаи и Ота слушали австралийское радио, и Нисидзава узнал «Данс Макабр» французского композитора, пианиста и органиста Камилла Сен-Санса. У Нисидзавы возникла сумасшедшая идея: «Знаете про завтрашний налёт на Порт-Морсби? Почему бы нам не устроить небольшое представление — танец смерти в нашем исполнении? Сделаем несколько демонстративных петель над их аэродромом, это сведет их с ума.»

17 мая Ота повел эскадрилью в налет на Порт-Морсби, и Сакаи с Нисидзавой шли как его ведомые. На обратном пути Сакаи просигналил Нисидзаве, что он идет к вражескому аэродрому. Через минуту они трое встретились и устроили демонстрацию пилотажа, сделав три петли в тесном построении. Затем Нисидзава показал, что хочет повторить; они спустились до 1800 метров и сделали ещё три петли, все ещё без всякого огня с земли. Затем повернули к своему аэродрому и вернулись в Лаэ, опоздав на 20 минут.

В 9:00 лейтенант Дзюнъити Сасаи срочно вызвал его в штаб. Когда Нисидзава прибыл, Сасаи показал ему письмо. «Знаете, где я нашёл эту штуку?», кричал он. «Нет? Я скажу вам, идиоты, его сбросили нам на базу несколько минут назад с вражеского самолёта!». Письмо, написанное на английском, гласило:

Командующему Лаэ: Мы были очень впечатлены теми тремя пилотами, что посетили нас сегодня, всем нам понравились петли, которые они показали над нашей базой. Это было настоящее представление. Мы оценили бы, если бы те же самые пилоты возвратились сюда ещё раз, с зелёными шарфами на шее. Мы сожалеем, что не могли уделить им должное внимание, но мы постараемся в следующий раз встретить их как следует.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ