Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться

Одо (епископ Байё): биография

Восстание 1088 года

Когда после смерти Вильгельма I Завоевателя на английский престол вступил его второй сын Вильгельм II Руфус, епископ Одо организовал крупное восстание англонормандских баронов против нового короля. Возможно, причиной такого деяния Одо стал тот факт, что первые места при Вильгельме II заняли Ланфранк и Вильгельм де Сен-Кале, епископ Даремский — давние противники Одо. Ему удалось привлечь на свою сторону большинство английских баронов, которые были недовольны разделением монархии после смерти Вильгельма I Завоевателя, в результате чего они оказались вассалами двух монархов: Вильгельма II Руфуса за английские владения и Роберта Куртгёза за нормандские. Вильям Малмсбери сообщает о том, что в восстании 1088 года приняли участие «почти все норманны». Хотя это явное преувеличение (граф Честер, Вильгельм де Варенн, Генрих де Бомон и некоторые другие крупные лорды поддержали короля), размах восстания все же был беспрецедентным.

Целью мятежа было свержение Вильгельма II и передача престола Англии старшему сыну Вильгельма I Завоевателя — Роберту Куртгёзу, герцогу Нормандскому. Очаги восстания были практически во всех английских областях: в Нортумбрии, Восточной Англии, Лестершире, валлийских марках, Бристоле, Сомерсете и юго-восточных графствах. Большинство выступлений было достаточно быстро подавлено. Отряды Роджера Монтгомери и баронов англо-валлийского пограничья были разбиты в Вустершире епископом Вульфстаном Вустерским. Армия Жоффруа, епископа Кутанса, и Роберта де Мобрея была остановлена у Илчестера. Наиболее опасным было восстание в Кенте и Суссексе, где действовали сам Одо, епископ Байё, и его брат Робертом де Мортен. Их ставкой стал замок Певенси на побережье Ла-Манша. Здесь также высадились отряды герцога Нормандского во главе с Робертом Беллемским, которые заняли Рочестер.

Однако королю Вильгельму II удалось заручиться поддержкой английской церкви и англосаксонского населения: именно англосаксонский фирд внёс решающий вклад в разгром баронов западных графств и сформировал ядро новой королевской армии. Этому способствовало обращение короля к народу с обещанием справедливого правления и восстановления «лучших законов, которые когда-либо существовали на этой земле». Вскоре Вильгельм II захватил Тонбридж и после шестинедельной осады взял Певенси, где взял в плен епископа Одо и Роберт де Мортена. Затем войска Вильгельма II двинулись к Рочестеру. Под давлением короля Одо договорился об условиях капитуляции с оборонявшим замок Робертом Беллемским, но во время переговоров Одо был взят в плен мятежниками (возможно, он по собственной инициативе перебежал в их лагерь). В результате осада продолжилась. Замок был укреплён Робертом Беллемским — одним из лучших военных инженеров того времени — и продолжал сопротивляться осаде на протяжении нескольких месяцев. Лишь голод заставил мятежников сдаться. Это означало конец восстания. Король объявил амнистию участникам мятежа и сохранил за ними их земельные владения. Единственным исключением стал главный организатор выступления: Одо был лишён всех своих титулов и земель и изгнан из Англии.

Конец своей жизни Одо провёл в Нормандии при дворе герцога Роберта Куртгёза. В 1096 году в составе отрядов герцога Роберта Одо отправился в крестовый поход в Палестину, однако в самом начале 1097 года скончался в Палермо (на Сицилии).

Личность

Одо в представлении средневековых хронистов был человеком безграничных амбиций, не останавливающий ради собственного обогащения перед разбоем и насилием. Он, безусловно, был прежде всего воин и государственный деятель, чем служитель церкви. Однако, как и многие средневековые прелаты, Одо покровительствовал искусству и поощрял образование. В Байё он начал строительство великолепного собора, создал церковную школу, а также, возможно, принял участие в создании одной из ранних версий «Песни о Роланде». Наибольшим достижением Одо в сфере искусств стало создание по его заказу «ковра из Байё», выдающегося памятника средневекового изобразительного искусства, повествующего о нормандском завоевании Англии.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ