Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Онфре, Мишель

Онфре, Мишель

Философы

День рождения 01 января 1959

французский философ и прозаик, основатель Народного университета в Кане


Мишель Онфре (фр. Michel Onfray; род. 1 января 1959, Аржантан, Нормандия) — французский философ и прозаик, основатель Народного университета в Кане.

Жизнь и творчество

Мишель Онфре родился в семье сельскохозяйственного рабочего. В возрасте 10 лет попал в интернат, где обучался различным ремёслам — с весьма жёстким распорядком, который философ впоследствии называл «террором педофилии». Пробыв здесь четыре года, Онфре проводит ещё три года в другом интернате, после чего меняет несколько профессий и переезжает с места на место. В 1997 году выходит в свет его книга Политика мятежника. Беседа о сопротивлении и удовольствии. (Politique du rebelle. Trait de rsistance et d’insoumission), в которой Онфре описывает свою жизнь того времени. Поступив затем на философский факультет, молодой человек успешно его заканчивает.

С 1983 года М. Онфре преподаёт философию в одной из высших школ в нормандском городе Кане. С 1989 года он начинает издавать свои научные сочинения, принесшие ему известность и финансовую независимость. В 2002 году учёный покидает государственную службу и основывает Народный университет Кана (Universit populaire de Caen). В нём М. Онфре читает лекции по истории философии, излагая её в соответствии со своими гедонистскими и либертаристскими взглядами, во многом расходящимися с официозной университетской философией. Результатом первого года преподавания в Народном университете стало создание М. Онфре 8-томного сочинения Контр-история философии (Contre-histoire de la philosophie).

Научные взгляды

Мишель Онфре начал свою деятельность учёного с «открытия» и анализа в 1989 году полузабытого французского философа-анархиста Жоржа Паланте, который в начале ХХ столетия был известен как левый ницшеанец. Онфре переиздал несколько работ Паланте и написал монографию о нём, пытаясь возродить его учение и основать современное лево-ницшеанское движение. Работая в этом направлении, Онфре создаёт несколько философских работ, принёсших ему известность как во Франции, так и за её пределами. Наиболее популярной была выпущенная в 2005 году книга Трактат атеологии (Линия атеизма. Физика метафизики; Trait d’athologie. Physique de la mtaphysique), вышедшая во Франции в первые же месяцы тиражом в 200 тысяч экземпляров и переизданная на ряде других языков.

Мировоззрение Онфре основано на античных посылках философии эпикурейства и гедонизма, которым он, путём создания определённых логических связей, находит применение и в наши дни. Исходя из этого, Онфре обрушивается с критикой на современную рациональную и трансцендентальную философию, а также на религии, в особенности на монотеистические, прокламируя себя как атеист. Онфре предполагает, что вера в бога не только бесполезна, но даже вредна и опасна. Вместо неё он предлагает современному человечеству свою философию гедонизма.

Политические взглады философа — крайне левые; сам он называет себя либертарным социалистом и постанархистом. На президентских выборах 2002 года он голосовал за троцкистскую Революционную коммунистическую лигу (Ligue communiste rvolutionnaire). Перед президентскими выборами 2007 года философ агитировал за альтерглобалиста Жозе Бове, но в конечном итоге отдал голос за кандидата от РКЛ Оливье Безансно. Сейчас он поддерживает Жан-Люка Меланшона из Левой партии, известного своей преданностью социалистическому республиканизму и лаицизму.

Литературная критика отмечает лёгкость изложения и остроту языка в произведениях Мишеля Онфре, его талант как писателя.

Монографии

  • 1989: Брюхо философа. Критика диетического разума (Le ventre des philosophes. Critique de la raison dittique).
  • 1989: Физиология Жоржа Паланте. Портрет левого ницшеанца (Physiologie de Georges Palante. Portrait d’un nietzschen de gauche).
  • 1990: Кинизм. Портрет философа-собаки (Cynismes. Portrait du philosophe en chien).
  • 1991: Искусство наслаждения. О гедонисте-материалисте (L’art de jouir. Pour un matrialisme hdoniste).
  • 1995: Разумность наслаждения. Философия хорошего вкуса (La raison gourmande. Philosophie du got).
  • 1996: Формы времени. Теория Сутерна (Les formes du temps. Thorie du Sauternes).
  • 1997: Политика мятежника. Беседа о сопротивлении и удовольствии. (Politique du rebelle. Trait de rsistance et d’insoumission).
  • 2000: Теория влюблённого тела. О солярной эротике (Thorie du corps amoureux. Pour une rotique solaire).
  • 2001: Antimanuel de philosophie. Leons socratiques et alternatives.
  • 2002: Clbration du gnie colrique. Tombeau de Pierre Bourdieu.
  • 2002: L’invention du plaisir. Fragments cyrnaques.
  • 2003: Feries anatomiques.
  • 2004: Кровожадная философия (La philosophie froce).
  • 2004: Общественная философия. Манифест народного университета (La communaut philosophique. Manifest pour l’Universit populaire).
  • 2005: Трактат атеологии. Физика метафизики (Trait d’athologie. Physique de la mtaphysique).
  • 2006: La sagesse tragique. Du bon usage de Nietzsche.
  • 2006: Радость существования. манифест гедониста (La puissance d’exister. Manifeste hdoniste). Grasset, Paris ISBN 978-2-246-71691-4
  • 2007: La pense de midi. Archologie d’une gauche libertaire. Galile, Paris ISBN 978-2-7186-0755-9
  • 2008: Le souci des plaisirs. Construction d’une rotique solaire. Flammarion, Paris ISBN 978-2-08-121632-7
  • 2010: Ницше: прокламатор Свободы. (Nietzsche: Se crer Libert). Les ditions du Lombard, Brssel ISBN 978-2-8036-2650-2
  • 2010: Развенчание идола. Опровержение фрейдизма (Le Crpuscule d’une idole. L’Affabulation freudienne), Grasset, Paris ISBN 2-246-76931-0
  • 2010: Вечерние записки. За психоанализ без фрейдизма (Apostille au Crpuscule. Pour une psychanalyse non freudienne), Grasset, Paris ISBN 2-246-75781-9

Собрания сочинений

  • Журнал гедониста (Journal hdoniste) (вышло 4 тома: 1996, 1998, 2001, 2007)
  • Контр-история философии (Contre-histoire de la philosophie) (намечено в 8 томах):
    • 2006/т. 1: Les sagesses antiques — de Leucippe Diogne d’Oenanda.
    • 2006/т. 2: Le christianisme hdoniste — de Simon le magicien Montaigne.
    • 2007/т. 3: Les libertins baroques — de Charron Spinoza.
    • 2007/т. 4: Les ultras des lumires — de Meslier Sade.
    • 2008/т. 5: L’eudmonisme social — de Godwin Bakounine.
    • 2009/т. 6: Les radicalits existentielles — de Thoreau Nietzsche.

Литература

  • Martin A. Hainz: Reine Wollust? Michel Onfrays Theorie der Autoerotik mangelt es an Stringenz. В: literaturkritik.de, Nr 8, August 2006
  • Kai Khler: Philosophischer Atheismus. Michel Onfray verkennt die Funktionalitt von Religion. В: literaturkritik.de, Nr 10, Oktober 2006
  • Andreas Mayer: Die Wiener dipus-Verschwrung. В: FAZ, 18. April 2011 [1],

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ