Николай Ильич Базенков (4 (17) апреля 1901, Алатырь, Симбирская губерния, Российская империя — 13 апреля 1973, Москва, СССР) — советский авиаконструктор, организатор производства.
Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий; доктор технических наук, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.
Биография
Происхождение
Родился 4 (17 апреля) 1901 года в городе Алатырь Симбирской губернии в семье железнодорожного служащего. В 1919 году вступил добровольцем в РККА, после демобилизации в 1923 году поступил в Московский строительный техникум, который окончил в 1927 году.
Работа в Государственном авиационном заводе № 22
В том же году поступил на работу в конструкторское бюро Завода № 22 имени 10-летия Октября на должность чертежника, в 1929 году был назначен младшим инженером. В 1932 году без отрыва от работы окончил МАИ. Работая заместителем главного конструктора КБ завода № 22, руководил работой по подготовке и переоборудованию самолетов ТБ-3 для экспедиции О. Ю. Шмидта на Северный полюс. По его указаниям серийные самолеты переоборудовались для этой цели. На них устанавливались дополнительные баки, обогревающие печи, специальное оборудование и т. д. За выполнение этой работы в 1937 году был награждён орденом «Знак Почета».
Работа в ЦКБ-29
В 1938 году была арестован, после чего в заключении работал в особом техническом бюро НКВД СССР («шарашка») ЦКБ-29 заместителем конструктора А. Н. Туполева, с которым проработал потом всю жизнь.
Работа в ОКБ-156
После освобождения работал в ОКБ-156 заместителем главного конструктора. В 1941 году КБ было эвакуировано в Омск, где развернулось строительство авиационного завода. Н. И. Базенков был назначен А. Н. Туполевым руководителем работ по проектированию и постройке опытного и серийного самолетов Ту-2.
С окончанием Великой Отечественной войны Н. И. Базенков возглавлял работы по реактивному самолету Ту-14. Работая в ОКБ А. Н. Туполева его заместителем, Н. И. Базенков, наряду с руководством одним из конструкторских подразделений, одновременно являлся с 1952 года руководителем (главным конструктором) самолета Ту-95 и всех его модификаций, в том числе и дальнемагистрального пассажирского самолёта Ту-114, а также принимал участие в создании и внедрении в производство многих самолетов. В 1971 году назначен первым заместителем генерального конструктора и ответственным руководителем ОКБ А. Н. Туполева (ММЗ «Опыт»).
Любил играть на скрипке (находясь в ЦКБ-29, сделал скрипку своими руками) и делать копии маслом русских художников. Скончался 13 апреля 1973 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Личная жизнь, семья
- Жена — Базенкова Зоя Васильевна (1902—1988).
- Брат — Базенков, Борис Ильич (1896—1938), выпускник и инструктор Бакинской офицерской школы морской авиации, комдив, репрессирован; реабилитирован в 1956 году.
- Дочь — Базенкова Елена Николаевна (р. 1941), работала инженером в ВИАМ.
- Сын — Базенков, Лев Николаевич (1927—2010), работал в ОКБ А. Н. Туполева, специалист по оборудованию самолетов, зам. главного конструктора по Ту-160, почетный авиастроитель, награждён орденами и медалями.
В послевоенные годы проживал по адресу: улица Бахрушина, дом 28, кв. 34.
Награды и премии
- Герой Социалистического Труда (12.07.1957)
- Ленинская премия (1957)
- Сталинская премия (?) степени (1949)
- Сталинская премия первой степени (1952) — за работу в области самолётостроения
- три ордена Ленина (16.09.1945; 08.08.1947; 12.07.1957)
- два ордена Трудового Красного Знамени (02.11.1944; 06.12.1949)
- орден «Знак Почета» (1937)
- медаль «За боевые заслуги» (28.10.1967)
- другие медали
- заслуженный деятель науки и техники РСФСР