Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Павсаний (полководец)

Павсаний (полководец)

Полководцы

спартанский полководец эпохи Греко-персидских войн


Павсаний, сын Клеомброта (греч. ; ? — 467 до н. э.) — спартанский полководец эпохи Греко-персидских войн. После гибели царя Леонида в Фермопильском сражении стал регентом его сына Плистарха. Во главе общегреческой армии одержал победу над персидским войском при Платеях. Сокрушительный разгром персов стал, по выражению немецкого историка Эрнста Курциуса, днём спасения Эллады.

После сражения при Платеях во главе общегреческой армии завоевал Византий. Несмотря на военные успехи и взятие важного стратегического пункта, из-за своей грубости и недостойного поведения лишился поддержки рядовых греков. Они напали на корабль Павсания и посоветовали убираться «и благодарить судьбу, которая была на его стороне при Платеях, — только память об этой победе мешает грекам рассчитаться с ним по заслугам».

Впоследствии предал общее дело и начал вести переговоры с персами, преследуя далеко идущие личные цели. Был отозван в Спарту, где вскоре открылось его предательство. Поняв, что его раскрыли, Павсаний спрятался от преследования в ближайшем храме Афины Меднодомной. В соответствии с древнегреческими верованиями, арест и умерщвление человека, ищущего убежища у алтаря богов, считались великим святотатством. Согласно Корнелию Непоту и Диодору Сицилийскому, в то время была ещё жива мать спартанского регента. Узнав о том, в чём обвиняют её сына, престарелая женщина первой пришла к двери храма и принесла к его порогу камень, чтобы замуровать вход. Дверь замуровали, лишив Павсания надежды на спасение. Через несколько дней его полумёртвого вынесли из священного места, после чего он вскоре и умер.

Спарта перед Греко-персидскими войнами

Спартанский полис практически с самого начала своего возникновения пошёл по иному пути развития по сравнению с другими государствами Древней Эллады. Спарта занимала весь юг Пелопоннесского полуострова — Лаконику и Мессению. По характеру поселений она являлась сугубо аграрным государством. Городская жизнь была неразвита. Центр государства — поселение на берегу реки Эврот — представлял собой несколько рядом расположенных деревень. После Мессенских войн, происходивших в VIII—VII веках до н. э., и завоевания Мессении у спартанцев больше не было потребности в приобретении новых территорий. Имевшихся земель вполне хватало. Государство чаще сталкивалось с проблемой «олигантропии» (малолюдья), а не с недостатком земли. Кроме того, попыткам новых завоеваний препятствовала постоянная угроза восстания илотов — покорённых жителей Мессении, находящихся в Спарте на промежуточном положении между рабами и крепостными.

Целью дальнейших военных и дипломатических действий спартанцев стало не полное подчинение рядом лежащих полисов, а достижение первенства над ними. В VI веке до н. э. вокруг Спарты сформировалась довольно мощная симмахия — Пелопоннесский союз. Существовавшее положение вещей всех устраивало — Спарта была удовлетворена, что соседние города признают её гегемонию, а сами соседи чувствовали себя спокойнее, имея за собой поддержку профессионального войска спартиатов. В то же время на территории Пелопоннесского полуострова оставался город Аргос, с которым у Лакедемона постоянно возникали конфликты.

Одним из важных факторов внешней политики Спарты был религиозный центр древних эллинов Дельфийский оракул. Прорицания пифии воспринимались обычными спартанцами как непререкаемая истина. Это создавало возможность политикам путём воздействия на жрецов манипулировать общественным мнением.

Сословия

Население Спарты состояло из трёх сословий — спартиатов, периэков и илотов, которых современные антиковеды определяют как свободных полноправных, свободных неполноправных и несвободных жителей соответственно. Спартиаты занимали главенствующее положение. Их численность согласно законам Ликурга была определена в 9 тысяч, однако в реальности спартиатов было значительно меньше. Этому сословию было запрещено заниматься сельским хозяйством и ремеслом. Поэтому вся жизнь спартанского гражданина сводилась к военным упражнениям. Таким образом, в отличие от войск других греческих полисов, спартанская армия состояла из воинов-профессионалов. Между ними существовало формальное равенство. Проявления роскоши запрещались; одежда и вообще внешний вид регламентировались. Денежное обращение отсутствовало. Даже обедать жители должны были совместно на общих трапезах, так называемых сисситиях. Как рядовые граждане, так и представители политической элиты получали одинаковые порции пищи. Сама пища была весьма непритязательной. Их любимое блюдо «чёрную похлёбку» другие греки не могли есть без отвращения.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ