Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пантелеев, Александр Васильевич

Пантелеев, Александр Васильевич

Живопись

07 апреля 1932 - 31 июля 1990

советский художник, график, монументалист, сценограф


Александр Васильевич Пантелеев (7 апреля 1932, Великие Луки — 31 июля 1990, Вологда) — советский художник, график, монументалист, сценограф. Член Союза художников СССР с 1956 года. С 1966 года Заслуженный художник БАССР. Заслуженный художник РСФСР (1974).

Биография

Александр Васильевич родился 7 апреля 1932 года в городе Великие Луки в театральной семье. В 1948 году поступил и в 1953 году окончил Уфимское театрально-художественное училище. Член Союза художников СССР с 1956 года. В 1976 году по приглашению В. Н. Корбакова художник переехал из Уфы в Вологду. С 1977 по 1983 и с 1987 по 1989 годы Александр Васильевич возглавлял Вологодскую организацию Союза художников России.

Александр Васильевич Пантелеев скончался 31 июля 1990 года в одной из больниц города Вологды.

Творческая деятельность

Первыми творческими работами тринадцатилетнего Саши Пантелеева стали эскизы декораций к пьесам А.С. Грибоедова «Горе от ума» и Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна». После художественного училища он написал эскизы декораций для Башкирского государственного театра оперы и балета и Республиканского русского драматического театра. Всего Александр Васильевич поработал над созданием декораций к 17 постановкам. Александр Васильевич участник республиканских (с 1953 года), зональных (с 1964), всесоюзных и зарубежных художественных выставок (с 1957). С 1969 года прошло шестнадцать персональных выставок художника. Его картины и рисунки хранятся в 40 музеях России и стран СНГ. Шесть картин находятся в Государственной Третьяковской галерее. Фонды Вологодской картинной галереи насчитывают 136 произведений живописи и 1268 рисунков А. В. Пантелеева. Картины «Март», «Бухара» находятся в Художественном музее им. М. В. Нестерова, «Горлицы» в Пермской художественной галерее, «Голубые минареты» в Тюменском музее изобразительного искусства, «Зима. Скалы» и «Уфимская ТЭЦ» в Художественном фонде Союза художников РФ, «Уральский натюрморт» в Министерстве культуры России. Более 80 работ художника приобретены частными коллекционерами.

Основные работы

Приуралье, х. м., 1954. Зимний пейзаж, х. м., 1955, Голубые снега, х. м., 1956. Индустриальный мотив, х. м., 1956. Март, х. м,, 1956. Весенняя таль 1956. Сторожевые острова, х. м., 1957—1958. Башкирский рудник, х. м, 1957. Медный рудник, х. м., 1959. Серия «Край Башкирский», 1960: Зимний путь, х. м.; Весенние пастбища, х. м.; Солнечные снега, х. м.; Зимой на речке Куркатаве, х. м.; Горы-увалы, х. м.; Пашня, х. м., 1962. Над снегами, х. м., 1962. Перед снегопадом, х. м., 1962. Ирендык. Бабье лето, х. м, 1962. В Башкирии, х. м., 1963. К геологам, х. м., 1963. Северный Урал, х. м., 1963. Огни вечерней смены, х. м., 1964. Утренние гудки, х. м, 1964. Углеразрез, х. м., 1964. Серия работ «По Средней Азии», х. м., 1966. Лаборатория пространства, х. м., 1966. Натюрморт «Агавы и кактусы», х. м., 1966. В леспромхозе, х. м., 1966. Стройучасток, х. м., 1966. Локатор, х. м., 1966. "Черные рыбы" 1967. "Март. Синие тени." 1969. Триптих «Индустриальные ритмы», 1970—1974: Смена, х. м.; Химзавод, х. м.; Пусковой объект, х. м. "Натюрморт с апельсинами" 1971. Август в Башкирии, х. м., 1974. Красные телефоны, х. м., 1974. Комплекс росписей интерьеров Дворца культуры нефтяников в г. Ишимбае БАССР (руководитель), 1959. Эскизы комплексного оформления Ново-Уфимского нефтеперерабатывающего завода в г. Уфе (руководитель), 1963. Мозаика фриза экстерьера Дворца культуры завода «Синтезкаучук» в г. Стерлитамаке, 1966—1971 (совместно с Б. Я. Палеха, Н. А. Русских, В. А. Юдиным). Мозаика-панно в экстерьере здания научно-исследовательского учреждения в г. Уфе, 1972—-1974. Эскизы декораций к опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка», х. м., 1953—1960. "К поэту" 1977. "Флоренция" 1982.

Сценография

“Поездки, этюды, эскизы, терпеливая моя мастерская свидетель стольких разочарований! Смутные догадки, снова срывы, кажется, нет конца неудачам, появляется даже привычка к ним, но теплое волнение жизни снова зовет к работе, и постепенно возникает предчувствие находки, приходит умение мыслить живописью”

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ