Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пётр (Соколов)

Пётр (Соколов)

Религия

01 ноября 1839 - 16 мая 1937

епископ Русской православной церкви, архиепископ Воронежский и Задонский


Архиепископ Петр (в миру Павел Иванович Соколов; 1 ноября 1863, село Балтай, Вольский уезд, Саратовская губерния — 16 мая 1937) — епископ Русской православной церкви, архиепископ Воронежский и Задонский.

Биография

Родился в семье священника.

В 1885 году окончил Саратовскую духовную семинарию. Был преподавателем Закона Божия в школах Саратова.

С 23 февраля 1886 — священник.

В 1892—1913 был священником-миссионером Саратовской епархии.

С 1913 — духовник Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря, настоятель монастырского храма. Овдовел.

В 1923 года выступил на общем собрании саратовского духовенства с резкой критикой обновленческого движения. Возглавил делегацию, направленную к епископу Уральскому Тихону (Оболенскому) с просьбой принять на себя управление Саратовской епархией. После отказа епископа Тихона священник Павел Соколов дал согласие стать кандидатом в епископы; другой кандидат священник Михаил Марин, участник Поместного Собора, так и не дал ответа, а иеромонах Николай (Парфёнов), пользовавшийся почётом у верующих, не годился для управляющего епархией из-за инвалидности.

Для совершения хиротонии решено было пригласить в Саратов двух епископов: Варлаама (Пикалова), бывшего лет пять тому викарием Вольским и епископа Иова (Рогожина), уехавшего на Кавказ. От обоих было получено согласие.

18 марта 1923 года в Казанском Николо-Тихоновском скиту при Саратовском Спасо-Преображенском мужском монастыре епископы Иов (Рогожин) и Варлаам (Пикалов) тайно рукоположили его во епископа Сердобского, викария Саратовской епархии. По воспоминаниям Александра Соловьёва, «на хиротонии присутствовали только монахи скита и два-три человека из мирян. Всё хранилось в глубокой тайне и делалось как можно быстрее. На другой день после хиротонии Варлаам и Иов уехали из Саратова (через Разбойщину)».

Итак, у нас был епископ, однако было решено не объявлять об этом некоторое время. Хотелось, чтобы все окончательно успокоилось. Впрочем, владыка Петр [Соколов] нервничал, считая неудобным скрывать своё епископское достоинство. В таком положении прошло месяца полтора. Наконец, под Троицу [14 (27) мая] владыка Петр [Соколов] отслужил всенощную в крестовой церкви, сказав прекрасную проповедь в связи с началом своего епископского служения. А на другой день в Троицком соборе (старом) была совершена торжественная литургия и молебен. Под звон колоколов и среди тысячной толпы народа новый саратовский владыка «проследовал в свои покои» (он занимал квартиру в доме при женском монастыре, на углу Московской и Покровской ул[иц]). В саратовском церковном мире это произвело потрясающее впечатление. «Живоцерковники» были застигнуты врасплох и как-то растерялись. Совершенно не ожидало этого и то духовенство, которое вместе с церковными советами подчинилось обновленческому «ВЦУ». Теперь у этого духовенства отпало всякое оправдание дальнейшему подчинению «ВЦУ». Большое значение имел при этом и тот личный авторитет, которым еп[ископ] Петр [Соколов] пользовался среди саратовского духовенства.

В течение двух-трёх дней все саратовские священники и дьяконы явились к владыке Петру [Соколову] с просьбой принять их в церковное общение. Не явилось лишь несколько обновленцев, которые, кстати сказать, были не саратовцами, а приезжими. Еп[ископ] Петр [Соколов] требовал от духовенства покаяния, соединённого с публичным признанием своей вины в храмах. Члены церковных советов — миряне принимались без всяких формальностей. Предполагалось, что и они принесут покаяние на своей исповеди. Не прошло и двух недель, как все саратовские церкви, за исключением кладбищенской, Ново-Покровской и кафедрального собора, были под управлением еп[ископа] Петра [Соколова]. После этого начало ежедневно приезжать духовенство и миряне из уездов. Люди толпились в квартире владыки Петра [Соколова] с утра до вечера: сидели в комнатах, в прихожей, сидели на лестнице. Примерно через месяц вся Саратовская епархия, за исключением двух-трех церквей в уездных городах, была присоединена. Стали приезжать верующие из других епархий. Приехала делегация из Астрахани. Из состава делегации я хорошо помню священника Карасева. Он был невысокого роста, худощавый, с красивым, умным и приятным лицом. Владыка Петр [Соколов] попросил астраханцев прийти на следующий день. Когда они вышли и мы остались вдвоем с владыкой, он сказал, обращаясь ко мне: «Ну как, Александр Александрович, что делать с астраханцами?» Я ответил: «Наверное, владыка, Вы еще не забыли, как мы ездили к еп[ископу] Тихону [Оболенскому] и с каким огорчением вернулись от него, получив отказ?» У владыки этот вопрос, впрочем, был уже предрешен: он, не колеблясь, принял Астраханскую епархию во временное управление. Приезжало также духовенство и миряне из Уральской, Пензенской и Самарской епархий. Решено было принять и эти епархии, а тем временем как можно скорее рукоположить новых викариев и разослать их по этим епархиям для управления.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ