Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пётр Могила

Пётр Могила

Религия

10 января 1597 - 11 января 1647

епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, представитель боярского рода Могила


Митрополит Пётр (в миру Петру Мовилэ (рум. Petru Movil); Пётр Симеонович Могила; 31 декабря 1596 (10 января 1597), Сучава, Молдавское княжество — 1 (11) января 1647, Киев) — епископ Константинопольской православной церкви, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, представитель боярского рода Могила.

Благодаря трудам Могилы возобновилась православная жизнь в древних киевских храмах, включая Софийский собор. «В 1632 добился у польского короля Владислава IV признания независимого от униатов существования православной церкви» (БСЭ). При его участии был основан крупнейший на Украине центр просвещения — Киево-Могилянская академия.

Биография

Отец его Симеон Могила был сперва господарём Валахии (1601—1607), потом Молдавии (1607—1609). В 1612 году Могилам после поражения их Кантемиром Мурзой, занявшим господарство, пришлось бежать в Речь Посполитую, где у них были сильные и богатые родственники: племянница Симеона, Раина Могилянка, была женой Михаила Вишневецкого, которому принадлежала почти вся левобережная Украина.

Во Львовской братской школе Пётр получил образование в православном духе. Завершил своё образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах. В совершенстве овладел латинским языком. Сначала был военным, участвовал в Хотинской битве, но, вероятно, под влиянием киевского митрополита Иова Борецкого, решил принять духовный сан.

В 1627 был избран киево-печерским архимандритом, который прямо подчинялся константинопольскому патриарху, но не киевскому митрополиту, и носил титул «великого архимандрита». Митрополит Иов, умирая, оставил Петру свою библиотеку и назначил его душеприказчиком. Во время архимандритства Петра определилась вражда между ним и преемником Иова Борецкого на митрополичьей кафедре — Исайей Копинским.

Пётр, не желая ни в чём повиноваться митрополиту, устроил отдельно от киево-братской школы при Киевской лавре высшее училище «для преподавания свободных наук на греческом, славянском и латинском языках» (1631), но когда братчики признали его блюстителем и опекуном своей школы и подчинили её исключительно власти константинопольского патриарха, Пётр объединил свою лаврскую школу с братской.

В 1632 году Могила был представителем части киевлян на сейме в Варшаве при избрании польского короля Владислава IV. Король признал легитимным существование в Киеве четырёх православных епархий и митрополии, но подчинённых не иерусалимскому патриарху, а константинопольскому, и утвердил Могилу киевским митрополитом, с сохранением лаврского архимандритства. По мнению Макария (Булгакова), это решение не было связано с происками Могилы, якобы злоупотребившего доверием Копинского, так как другие низложенные королём бывшие православные епископы признали Могилу и поддерживали его. Это было решением польского правительства по-прежнему не признавать иерархию Иерусалимской православной церкви в Речи Посполитой. Признана была только Константинопольская православная церковь. Бывший киевский митрополит — Исайя Копинский — был лишён сана как ставленник патриарха Иерусалима. «Деградование» Копинского и посвящение Могилы состоялось во Львове в 1633 году и было совершено ранее утверждённым королём львовским епископом, экзархом Константинопольского патриарха.

По прибытии в Киев его встретили двумя известными панегириками — от лаврской братии и братской школы. После этого Могила насильно выгнал митрополита Исайю с кафедры, посадив его в заключение. «Но более серьёзную неприятность пришлось испытать Могиле от прежнего митрополита Исайи Копинского. Последний отрицал законность избрания печерского архимандрита на непраздную митрополичью кафедру и не хотел уступать ему своих прав. Предвиделось немалое смущение в церкви. Могила решился и против прежнего митрополита употребить самые крутые меры. По его распоряжению престарелого и больного старика ночью схватили в Киево-Михайловском монастыре, где он настоятельствовал, в одной власянице, перебросивши через коня, как какой-нибудь мешок, перевезли в Киево-Печерскую обитель. Лаврское заключение, из которого удалось освободиться Исайе Копинскому, разумеется, не могло улучшить его отношение к Петру Могиле: действительно, вражда и борьба между обоими митрополитами, как увидим, продолжалась впоследствии — до самой кончины одного из противников» (Голубев С. Киевский митрополит Пётр Могила и его сподвижники. Т. 1. 1883. С. 552—553). По согласию польского короля Могиле были возвращены монастыри и церкви, в том числе Софийского собора и Выдубецкого монастыря. Старинную церковь св. Владимира Спаса на Берестове он восстановил и устроил, а также церковь трёх Святителей, которую отдал братскому монастырю.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ