Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пиштек, Теодор

Пиштек, Теодор

Живопись

День рождения 25 октября 1932

чешский художник по костюмам, работающий в кино


Теодор Пиштек (чеш. Theodor Pitk) — чешский художник по костюмам, работающий в кино. Обладатель голливудской кинопремии «Оскар» (1985) за фильм «Амадей» и премии французских кинематографистов «Сезар» (1990) за фильм «Вальмон» в номинациях за лучший дизайн костюмов.

Биография

Родился в семье актёра Теодора Пиштека (старшего) и актрисы Мани Женишковой. Его дед Ян Пиштек был театральным актёром и первым директором с момента основания Национального театра в Брно. У его мамы Мани Женишковой было четыре сестры, две из которых тоже были актрисами, а две другие вышли замуж за актёров. Дед Мани и её сестёр — чешский художник Франтишек Женишек.

Теодор Пиштек закончил Пражскую академию изобразительных искусств, курс Вратислава Нехлебы.

В кинематографе

Его дебют в качестве художника по костюмам состоялся в чёрно-белом фильме «Белая Голубка» режиссёра Франтишека Влачила, снятом в 1960 году. Впоследствии у них образовался творческий союз, и Пиштек был художником по костюмам в фильмах, где режиссёром был Влачил, наиболее известные из которых исторические драмы «Маркета Лазарова» и «Долина пчёл». Сотрудничество режиссёра и костюмера продолжалось более двадцати лет, однако Влачил снимал в основном драмы, где костюмам не отводилось большого значения.

Внешние изображения
Главные герои в костюмах «Три орешка для Золушки» (1972)
Принц Велен и Вечерняя Звезда в костюмах от Пиштека, (1978).
Принцесса Барбара из «Соль дороже злата» (1982)
Актёр Иржи Лабус в роли Румбурака (1985)
Элизабет Берридж и Том Халс в костюмах от Пиштека, «Амадей», (1985)
Костюмы в фильме «Вальмон», (1989)
Ганима Атрейдес в свадебном платье, «Дети Дюны», (2003)

В дальнейшем у Пиштека сложился ещё один творческий союз — с режиссёром Вацлавом Ворличеком, получившим на родине прозвище «король комедии». Их первой совместной работой стала комедия «Пан, вы вдова», снятая в 1968 году. А в 1972 году на экраны вышел фильм-сказка для семейного просмотра «Три орешка для Золушки», совместного производства Чехословакии и ГДР. Фильм имел большой успех как в странах соцлагеря и СССР, так и в странах Западной Европы. Не последнюю роль в этом успехе сыграли и костюмы Пиштека, они хранятся в музее киностудии Баррандов и периодически выставляются в Чехии и Германии. В 1978 году были сняты ещё две костюмированные киносказки — «Как разбудить принцессу» и «Принц и Вечерняя Звезда». А в 1979 году, в том же жанре, появился телесериал «Арабелла» и затем его продолжение, фильм «Румбурак» (1985).

Пиштек был художником по костюмам двух фильмов режиссёра Иржи Менцеля — «Великолепные мужчины с кинокамерами» (1979) и «В старые добрые времена» (1980). В обоих фильмах события разворачиваются в конце XIX начале — ХХ века, и костюмы соответствуют моде тех лет.

Теодор Пиштек был художником по костюмам в американско-чешской команде, работавшей над фильмом «Амадей», снятом в Праге, режиссёром Милошом Форманом в 1984 году. За свою работу Пиштек получил «Оскар» (1985) в номинации лучший дизайн костюмов. Затем Пиштек работал над костюмами в двух последующих фильмах Формана — «Вальмон» (1989) и «Народ против Ларри Флинта» (1996). Фильм «Вальмон» стал победителем французской кинопремии «Сезар» (1990) в номинации лучшие костюмы, а также был номинирован на «Оскар» и британскую кинопремию BAFTA в аналогичных номинациях.

Последними работами Пиштека для кинематографа стали научно-фантастические мини-сериалы «Дюна» (2000) и «Дети Дюны» (2003) по мотивам произведений Фрэнка Герберта.

В 2003 году Теодор Пиштек был награждён кинопремией «Чешский лев» в номинации за многолетний вклад в чешский кинематограф, а в 2013-м — «Хрустальным глобусом» за вклад в мировой кинематограф.

Вне кинематографа

Пиштек был художником-оформителем чехословацкого павильона на Экспо 1967 в Монреале.

В 1970-х годах был художником иллюстратором в юмористическом журнале «Ohnek» (рус. Огонёк).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ