Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Поддьяков, Александр Николаевич

Поддьяков, Александр Николаевич

Наука - Другое

День рождения 21 марта 1962

российский учёный, доктор психологических наук , профессор


Александр Николаевич Поддьяков (род. 21 марта 1962) — российский учёный, доктор психологических наук (2001), профессор (2009).

Краткая биография

Александр Николаевич получил среднее образование в физико-математическом классе школы № 91 (Москва) (выпуск 1979 года). Поступил на факультет психологии МГУ, который окончил в 1985 году. В 1990 году Поддьяков получил степень кандидата психологических наук, защитив диссертацию на тему «Формирование деятельности экспериментирования у дошкольников с новыми объектами разной сложности». В 2001 году Александр Николаевич защитил диссертацию на степень доктора психологических наук по теме «Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте».

Направления исследований

Разрабатывает концепцию исследовательской деятельности и творческого мышления человека в сложных развивающихся областях, в условиях высокой новизны, динамики и противоречивости. Концепция носит междисциплинарный характер, интегрируя положения психологии, теории сложных динамических систем, логики, математики и конфликтологии. Один из ключевых пунктов анализа — помощь и противодействие как два фундаментальных вида взаимодействия в различных видах активности и деятельности.

В области психологии мышления ведет исследования решения комплексных проблем. Под комплексной проблемой понимается открытая, изменяющаяся по ходу решения проблема, в которую входит множество различныхподпроблем, связанных друг с другом как прямыми, непосредственными, так и отдаленными отношениями и связями, так что невозможно решить какую-либо из этих подзадач изолированно, по отдельности, и приходится «распутывать» сразу всё одновременно, причем часто в условиях ограниченности ресурсов — материальных, временнЫх и др. Решение комплексных проблем требуеткомплекса способностей высокого уровня: познавательных (способностей собирать разнообразную информацию из множества источников, обрабатывать её в условиях ограниченного времени и принимать несколько решений одновременно), личностных и эмоциональных (способностей действовать в условиях новизны и неопределенности, внутренней готовности к различным результатам действий, в том числе неожиданным — как положительным, так и отрицат.), социальных способностей, связанных с пониманием и учетом намерений и действий множества людей — партнеров, союзников и противников. А. Н. Поддьяков сформулировал перечень методологических представлений о решении комплексных проблем и дал анализ различных психологических инструментов их решения (понятий, образов, стратегий поисковых проб и др.).

В области образования А. Н. Поддьяков анализирует совпадения и противоречия интересов и ценностей различных участников образовательного процесса, стремящихся к различным целям. Разработал классификации типов помощи и противодействия обучению другого субъекта, осуществляемых с различными целями (развивающими, деструктивными и др.).

В области психодиагностики развивает положение о невозможности стандартного теста творческого мышления как «стандарта измерения нестандартности». Обнаружил и проанализировал ошибку в диагностическом задании PISA-2012 на творческое мышление: разработчики заранее создали закрытый список творческих ответов, которым руководствовались при оценивании, не учитывая другие возможные правильные решения.

Член редколлегий журналов «Организационная психология», «Психологические исследования», «Психология. ЖурналВысшейшколыэкономики», «Culture and Psychology», «Integrative Psychological and Behavioral Science», «Mathematical Thinking and Learning». Автор более 150 публикаций.

Книга А. Н. Поддьякова «Психология конкуренции в обучении» (М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006) заняла 1-е место на Всероссийском конкурсе психологических изданий в номинации «Лучшая монография по психологии — 2007».

Монографии

  • Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. 2-е изд., испр. и доп. М.: PER SE, 2006. 240 с.
  • Поддьяков А. Н. Психология конкуренции в обучении. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 231 с.http://publications.hse.ru/books/54926095
  • Поддьяков А. Н. Компликология: создание развивающих, диагностирующих и деструктивных трудностей. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. 278 с.http://publications.hse.ru/books/123514462

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ