Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Полярный, Александр Иванович

Полярный, Александр Иванович

Конструкторы

День рождения 10 октября 1902

советский конструктор жидкостных ракетных двигателей, один из пионеров ракетной техники


Александр Иванович Полярный (Грошенков) (10 октября 1902 — 1991) — советский конструктор жидкостных ракетных двигателей, один из пионеров ракетной техники.

В 1931 г., работая в НИИ Гражданского воздушного флота, проектировал пороховую метеорологическую ракету с высотой подъёма 6 км. Реализовать эту конструкцию не удалось в связи с переходом в Институт авиационного моторостроения (ИАМ), в группу Ф. А. Цандера. В конце 1931 г. участвовал в организационном собрании Центральной группы изучения реактивного движения (ЦГИРД) и встретился с Цандером; который привлёк его к работе в ИАМе. Под руководством Цандера занимался термодинамическими расчетами ракетного двигателя, выполнял отдельные конструкторские работы и проводил эксперименты с двигателем ОР-1, являвшимся прототипом жидкостного ракетного двигателя (ЖРД). После недолгого пребывания в ИАМе в апреле 1932 г. группа, переименованная в бригаду № 1, переехала в помещение ГИРДа, начальником которого был назначен С. П. Королев. Одним из направлений работ бригады Цандера было создание ракетного двигателя ОР-2 на жидком кислороде для ракетоплана РП-1; при этом предусматривалось создать ЖРД, накопить опыт по управлению ЖРД в летных условиях, а в дальнейшем исследовать возможности создания составного ракетного самолета с выходом в космос последней ступени (идея Цандера). Другим направлением работы бригады было создание ракеты на жидком кислороде, получившей обозначение ГИРД-Х. Конструкции двигательной установки ОР-2 и ракеты ГИРД-Х, опубликованы в сборнике трудов Ф. А. Цандера.

Полярному приходилось вести расчетные, конструкторские и экспериментальные работы по двигателю ОР-2 и ракете ГИРД-Х. Первый пуск двигателя ОР-2 состоялся 18 марта 1933 г.; но из-за прогара сопла двигатель был выключен через несколько секунд после пуска.

Для увеличения продолжительности работы двигателя ОР-2 были проведены исследования по применению огнеупорных покрытий сопла и камеры сгорания (корунд, магнезит, искусственный и естественный графит и др.) с одновременным улучшением системы наружного охлаждения. Для камеры покрытие из корунда оказалось вполне пригодным, а сопло с этим покрытием быстро разрушалось.

К середине августа 1933 г. испытания показали, что наилучшей является футеровка из естественного графита — при отсутствии в нем прожилок других минералов. Двигатель, футерованный таким графитом, работал 35—40 сек. с незначительной эрозией критического сечения сопла.

Вскоре после смерти Цандера (28 марта 1933 г.) начальником бригады был назначен Л. К. Корнеев. Запуск ракеты ГИРД-Х состоялся 25 ноября 1933 г.. ЖРД на жидком кислороде и этиловом спирте имел тягу 70 кгс.

В 1934 ГИРД и ГДЛ вошли в состав Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ).

В 1934 г. Корнеевым, А. И. Полярным и Л. С. Душкиным независимо от созданного к этому времени РНИИ, был разработан эскизный проект ракеты КПД-1 на жидком кислороде и этиловом спирте. Подача жидкого кислорода в двигатель осуществлялась выдавливанием из бака под действием испаряющегося кислорода. Для интенсификации процесса испарения жидкого кислорода был применен теплообменник — змеевик, расположенный внутри кислородного бака; по змеевику протекал кислород, нагревшийся предварительно в рубашке камеры двигателя. Подача спирта осуществлялась при помощи воздушного аккумулятора давления. Из-за отсутствия средств реализовать эту ракету не удалось.

В 1934—1935 rr. Осоавиахим поставил задачу разработать простейшую метеорологическую ракету на жидком топливе. Ракета была разработана А. И. Полярным совместно с Э. П. Шептицким и работала на жидком кислороде и этиловом спирте. Подача жидкого кислорода из бака достигалась за счет его частичного испарения; бак горючего на 1/3 был заполнен спиртом, на 2/3— сжатым воздухом, под давлением которого спирт вытеснялся в камеру сгорания, когда открывался кран. При содействии актива Осоавиахима (В. А. Сытина, И. А. Меркулова, К. К. Федорова, Н. Н. Краснухина и др.) была изготовлена ракета и построен стенд для её испытаний. Вначале на стенде отработали двигатель, а к середине 1935 г. и всю ракету в целом довели до заданных характеристик.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ