Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Попова, Ольга Сигизмундовна

Попова, Ольга Сигизмундовна

Наука - Другое

День рождения 13 июля 1938

ведущий советский и российский искусствовед, специализирующийся на византийском и древнерусском искусстве


Ольга Сигизмундовна Попова (род. 13 июля 1938, Москва) — ведущий советский и российский искусствовед, специализирующийся на византийском и древнерусском искусстве.

Преподаватель кафедры всеобщей истории искусства отделения истории искусства исторического факультета МГУ, доктор искусствоведения, профессор. «Её статьи и книги стали большим вкладом в мировую науку, а лекции и семинары в Московском университете — значительным этапом в формировании многих поколений искусствоведов».

Биография

Мать — филолог, однако из-за того, что она была по национальности полькой, — ей было невозможно устроиться работать по специальности. Отец, погибший в 1941 году на фронте, был журналистом.

Закончила отделение истории и теории искусства исторического факультета МГУ (1960), ученица В. Н. Лазарева. С 1960 по 1965 год работала в Отделе рукописей Библиотеки им. В. И. Ленина.

В начале занималась только древнерусским искусством, поскольку изучение византийского в 1950-е годы не приветствовалось. В своем интервью Попова рассказывает: «…я ушла обратно в университет, когда меня позвал мой учитель Виктор Никитич Лазарев. На дворе был 1965 год, и уже можно было поступать в аспирантуру по выбранной моей теме. Чисто византийскую тему взять было все ещё нельзя. Вот древнерусскую — другое дело (…) Виктор Никитич оставил меня в университете. Это было трудно сделать, но он добился. Он расширил курс византийского искусства, сделал его многочасовым, семестровым. И с тех пор моя заинтересованность в древнерусском искусстве становилась все меньше, а византийском — возрастала».

Попова вспоминает: «А потом Виктор Никитич, который вообще очень много для меня сделал, создал курс византийского искусства. Раньше Византия была в виде нескольких лекций, которые читал член-референт ЦК партии Полевой. А Виктор Никитич создал большой семестровый курс византийского искусства и оставил меня в университете этот курс читать. И это повернуло меня, мой корабль, мой парус из Древней Руси в сторону центра, в сторону Византии. Я в некотором роде эмигрировала из Древней Руси в Константинополь. И очень этим довольна. Я сама византийская по натуре, я центральная, я люблю столичное византийское искусство в его самых высоких вариантах».

Окончила аспирантуру на на кафедре всеобщей истории искусства исторического факультета МГУ (1968), после чего стала её преподавателем. В 1973 году защитила кандидатскую диссертацию «Искусство Новгорода и Москвы первой половины четырнадцатого века, его связи с Византией». Ассистент (до 1976), доцент (с 1976 до 2005), профессор (2005). В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Византийские и древнерусские миниатюры».

С 1971 по 1974 годы параллельно с преподаванием в университете работала также в Институте славяноведения и балканистики АН СССР, в секторе истории Средних веков.

С 2002 года является заведующей Отделом истории византийского искусства в Государственном институте искусствознания.

Издала шесть книг, а также более 100 научных статей. Кроме России, печаталась в Греции, Италии, США, Дании, Бельгии, Германии, Югославии, Болгарии. Многократно выступала с докладами на конференциях и конгрессах, российских и международных, в России, в Америке и в разных странах Европы. Основные интересующие проблемы: аскетическое направление в византийском искусстве разных периодов; типология образов византийского искусства как отражение различных вариантов религиозного сознания; переходные художественные процессы в византийском искусстве разных периодов. Основные темы: история византийского искусства IX—XII веков по миниатюрам греческих рукописей; искусство Киевской Руси XI- нач. XII вв. Основной метод исследования — стилистический анализ.

«Ольга Сигизмундовна пишет очень интересно — это профессионал высочайшего уровня. Но главное — она умеет ВИДЕТЬ икону, ВИДЕТЬ византийское и русское искусство. В своих научных исследованиях она и передает то, что ВИДИТ — глубоко, затрагивая самую суть. Дух её исследований — это всегда нечто потрясающее. Настоящая проповедь. От её книг я просто загорелся иконописью, как клок сена от спички» (Александр Лавданский).

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ