Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Потресов, Александр Сергеевич

Потресов, Александр Сергеевич

Искусство - Другое

известный русский советский фотограф, художник, писатель и путешественник


Александр Сергеевич Потресов (1902 — 1972) — известный русский советский фотограф, художник, писатель и путешественник. Старший инструктор по туризму.

Биография

Александр Потресов родился в Москве, в семье Сергея Викторовича Потресова (1870—1953) — журналиста, театрального и литературного критика, официального обозревателя Художественного театра, известного под псевдонимом Сергей Яблоновский.

В 1913, в год 300-летия Дома Романовых, отец подарил Александру его первый фотоаппарат. С этого момента А. Потресов, с самого детства живший в самом центре Москвы, в окрестностях Арбата, практически не расставался с камерой.

В 1930-е он много экспериментировал, в частности, пытаясь создать стереоскопическую фотографию. Во время Великой Отечественной войны фототехника была конфискована, однако Потресов из отдельных деталей собрал аппарат; в семейном архиве сохранились его снимки 1941—1945 годов.

Расцвет творчества А. С. Потресова как фотографа произошел уже в послевоенные годы. Им созданы большие галереи фоторабот об архитектурных шедеврах Москвы, Ленинграда, Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля, Ростова. Многие его фотографии запечатлели храмы, монастыри, часовни, исторические сооружения, которые были затем уничтожены в результате борьбы с религией в 1950-е годы.

В путешествиях А. Потресов много снимал русскую природу, жанровые сцены туристского быта, пейзажи, жизнь людей.

Отдельными увлечениями были парашютный и водный спорт, поэтому в творчестве присутствуют авиационные сюжеты, парусные гонки, преодоление порогов на байдарках. Экслибрисы для книг из личной библиотеки А. С. Потресова, изготовленные художником В. Н. Вакидиным (1911—1991), изображают человека с крыльями, летящего над земными просторами.

Выставки и премии

  • Впервые премию за фотографию «Жемчуг осени» Потресов получил в 1958 на престижном конкурсе, регулярно проводимом фотосекцией ГУМа.
  • В 1963 состоялась первая персональная выставка, посвящённая 50-летию творческой деятельности.

Общественная работа

А. Потресов возглавлял секцию пейзажа в Московском фотоклубе, где состоял с его основания, был членом жюри выставок, участвовал в работе кинофотосекции Московского клуба туристов. Неоднократно награждался дипломами за лучшие работы.

Экспедиционная работа

С 1956 года вместе с военным историком Георгием Николаевичем Караевым (1891—1984) А. Потресов участвовал в организованной на общественных началах археологической экспедиции Академии наук СССР по уточнению места Ледового побоища. Основной объём работ пришёлся на 1959-1960 и 1962 годы.

Являясь старшим инструктором по туризму, А. Потресов руководил отрядами школьников 544-й и 46-й московских школ, принявших участие в работе экспедиции.

В 1967 экспедиционная работа была продолжена уже по материалам истории и географии Невской битвы.

По результатам этих исследований были написаны две книги (одна была переиздана), получившие большую известность среди читателей, особенно иолодёжи. Книги были иллюстрированы авторскими фотографиями. Оформила книги также участница экспедиции, известная художница Тамара Мироновна Рейн (1915—2000).

Уничтожение Арбата

С самого детства Потресов жил в окрестностях Арбата. Он прекрасно знал этот значительный район центра Москвы от переулка Сивцев Вражек до Никитской улицы в пределах нынешнего Садового кольца, сохранявший свой неповторимый стиль до 1960-х.

Во время начавшегося разрушение заповедного уголка Москвы фотограф жил в доме № 20 на Большой Молчановке (снесён в 1970). А. Потресов стал невольным свидетелем драматических событий вторжения в историческую планировку города, но ему удалось сохранить для потомков в фотографиях полностью уничтоженные в дальнейшем Собачью площадку, Кречетниковский и Дурновский переулки, многие строения, представлявшие большую историческую ценность, их архитектурные фрагменты.

Когда начался снос зданий и строительство Нового Арбата, А. Потресов в течение ряда лет создавал уникальный, полный драматизма репортаж грандиозной по тем годам эпопеи, отсняв буквально все её этапы.

Книги

  • Караев Г. Н., Потресов А. С. Загадка Чудского озера / Оформление художника Т. Рейн. — М.: Молодая гвардия, 1966. — 256, [32] с. — 65 000 экз. (в пер.)
  • Караев Г. Н., Потресов А. С. Путём Александра Невского: (К 750-летию со дня рождения Александра Невского) / Послесл. С. Голицына; Худож. Т. Рейн. — М.: Молодая гвардия, 1970. — 160, [32] с. — 65 000 экз. (в пер.)
  • Караев Г. Н., Потресов А. С. Загадка Чудского озера / Художник Т. Рейн; Фотографии авторов книги. — Изд. 2-е. — М.: Молодая гвардия, 1976. — 240, [32] с. — 100 000 экз. (в пер.)
  • Голицын С. М. Сказания о белых камнях / Художник В. Перцов; Фотографии А. С. Потресова, П. П. Соколова, Г. Б. Шлионского. — Изд. 3-е. — Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1987. — 224, [80] с. — 50 000 экз.

Фотонаследие

Фотографии А. Потресова включены в фотоальбомы «Память России», «Памятники архитектуры Кавказа», «Псков» и многие другие. В качестве иллюстраций они вошли в книги, печатались в журналах «Пионер», «Вокруг света», «Огонек», «Наше наследие» и других.

Среди последних публикаций особое место занимает книга его сына Владимира о Старом Арбате, которую иллюстрируют около 400 уникальных фотографий А. С. Потресова:

  • Потресов В. А. Арбат нашего детства. — М.: Московские учебники, 2006. — 272 с. — 3 000 экз. — ISBN 5-7228-0126-7. (в пер.)

Память

С 15 октября по 15 ноября 2002 года в Мемориальной квартире Андрея Белого на Арбате прошла выставка фоторабот мастера «Гибель Арбата», посвящённая 40-летию строительства Калининского проспекта и 100-летию фотохудожника А.С. Потресова.

В этой экспозиции была представлена лишь небольшая часть фотографий Александра Сергеевича Потресова из репортажа 1960-х годов..

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ