Предеина, Татьяна Борисовна: биография
Внешние изображения | |
---|---|
Татьяна Предеина (портрет) | |
Т. Предеина — Жизель | |
Т. Предеина — Китри («Дон Кихот») |
Партии в спектаклях
- Одетта и Одиллия, «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа, Л. Иванова, редакция Е. Аксёновой, Б. Никифорова (1994), новая сценическая редакция С. Боброва (2003)
- Принцесса Флорина, Фея Сирени, Принцесса Аврора, «Спящая красавица» П. И. Чайковского, хореография М. Петипа в редакции Г. Прибылова (1999, 2011)
- Маша, Фея Драже, «Щелкунчик» П. И. Чайковского, хореография Л. Воскресенской, па-де-де В. Вайнонена (1977); хореография С. Боброва (2002), редакция К. Уральского (2009)
- Мирта, Жизель, «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа в редакции Л. Лавровского, балетмейстер-постановщик О. Тарасова (1976), редакция Г. Борейко (2007)
- Повелительница Дриад, Китри, «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография М. Петипа и А. Горского в редакции Б. Брускина, постановщик Э. Тимиргазина (1994), в редакции В. Кокорева (2004)
- Солистка, Гран-па из балета Л. Минкуса «Пахита», хореография М. Петипа, редакция Г. Прибылова (1995, 2003), постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки
- Никия, картина «Тени» из балета Л. Минкуса «Баядерка», хореография М. Петипа, балетмейстер-постановщик Т. Хазанова-Нарская
- Сванильда, «Коппелия» Л. Делиба, хореография А. Горского в редакции Г. Шишкина, балетмейстер-постановщик Л. Сахарова
- Сильфида, «Шопениана» на музыку Ф. Шопена, хореография М. Фокина, балетмейстер-постановщик О. Тарасова (1997)
- Флёр де Лис, «Эсмеральда» Ц. Пуни, хореография М. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция Ю. Бурлаки (2012)
- 22 февраля 1998 — Анюта, «Анюта» В. Гаврилина, хореография В. Васильева (1997)
- Джульетта, «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография К. Уральского (2006)
- Фея Зимы, Золушка, «Золушка» С. Прокофьева, хореография В. Васильева (2002)
- Нурида, «Тысяча и одна ночь» Ф. Амирова, хореография В. Шумейкина (1995)
- Русская красавица, «Семь красавиц» К. Караева, хореография В. Салимбаева (1984)
- Кармен, «Кармен-сюита» Ж. Бизе—Р. Щедрин, хореография А. Алонсо (1967)
- Беатриче, «Слуга двух господ» М. Чулаки, балетмейстер-постановщик М. Большакова (2004, 2011)
- Герцогиня Альба, «El mundo de Гойя» В. Бесединой, хореография К. Уральского (2007)
- Белоснежка, «Белоснежка и семь гномов» Б. Павловского, хореография Г. Майорова
- Мария, «Привал кавалерии» И. Армсгеймера, хореоография М. Петипа, редакция Г. Прибылова (2003)
- Наяда, «Наяда и рыбак» Ц. Пуни, хореография Ж. Перро в редакции П. Гусева, балетмейстер-постановщик К. Уральский (2009)
- Солистка, «Серенада» на музыку П. И. Чайковского, хореография Дж. Баланчина, балетмейстер-постановщик Г. Алексидзе (1994)
- Лизбет, «Холодное сердце» И. Ануфриева, хореография В. Салимбаева (1987)
- Вельможная панна, «Польский акт» в опере М. Глинки «Жизнь за царя», балетмейстер-постановщик Б. Мягков (2012)
- Марианна, «Синдбад. История любви великого корсара» на музыку Н. А. Римского-Корсакова, балетмейстер-постановщик В. Кокорев (2008)
Концертные номера
- Карлотта Гризи и Мария Тальони, «Па-де-катр» Ц. Пуни, хореография А. Долина
- «Лебедь» на музыку К. Сен-Санса, хореография М. Фокина
- «Элегия» С. Рахманинова, хореография В. Васильева
- «Большое классическое па» на музыку Д. Обера, хореография В. Гзовского
- па-де-де II акта, «Сильфида» Ж.-М. Шнейцхоффера, хореография Ф. Тальони, М. Петипа в редакции В. Тихомирова, постановка Ю. Бурлаки (в программе «Золотой век русского императорского балета»)
- па-де-де, «Сильфида» Г. С. фон Левенскольд, хореография А. Бурнонвиля
- Вакханка, «Вальпургиева ночь» из оперы Ш. Гуно «Фауст», хореография И. Ковалёва
- «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена, хореография Д. Брянцева
- «Фрагменты одной биографии» на музыку аргентинских композиторов, хореография В. Васильева
- «Аргентинские гаучо», музыка народная, хореография Н. Андросова
- леди Макбет, «Макбет» К. Молчанова, хореография К. Уральского
- «Вальс белых орхидей» на музыку М. Равеля, хореография К. Уральского
- «Прелюдия», музыкальная композиция группы «Сенс», хореография М. Ивата
- «Строптивая тень» О. Хромовой, хореография В. Гончарова
Награды и звания
- 1999 — Заслуженная артистка России
- 2004 — областная премия «За вклад в развитие культуры и искусства Урала»
- 2005 — Народная артистка России
- 28 октября 2005 — Орден святой равноапостольной княгини Ольги «За веру и верность»
- 2006 — приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Звезда»
- 2007 — премия «Золотая лира» в номинации «Театральное искусство»
- 2008 — премия Правительства Российской Федерации
- 16 июня 2013 — Орден Дягилева I степени «За пользу русской культуре» и кавалерство I степени (учреждён благотворительным фондом «Дягилевъ-центр»)
- Также неоднократный лауреат Фестиваля профессиональных театров Челябинской области «Сцена»
Библиография
- Киселев В. Сокровище. // Городской дилижанс. — Челябинск, 13–19.04.1998.
- Черновол Д. Балерина. // Свободные диалоги. — 21.12.1999.
- Загребин С. Принцесса-грёза. Образ балерины в контексте творчества // Деловой Урал. — Челябинск, 15.06.2000.
- Марьина Т. Такой Предеиной у них нет. // Уральский курьер. — Челябинск, 18.11.2000.
- Чернова Т. Рождение лебедя. // Пермское книжное издательство. — Челябинск, 2001.
- Максимова Е. «Мадам „Нет“». — Москва: АСТ-Пресс Книга, 2003. — 344 с. — (Звёзды балета). — 5000 экз. — ISBN 5-462-00061-8.
- Бабаскина С. Фестиваль балета «Татьяна Предеина приглашает...» // Страстной бульвар,10 : журнал. — Москва, 2013. — № 2-162.
КОММЕНТАРИИ