Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Прянишников, Илларион Михайлович

Прянишников, Илларион Михайлович

Живопись

01 апреля 1840 - 24 марта 1894

русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств , один из основателей товарищества передвижников


Илларион Михайлович Прянишников (20 марта (1 апреля) 1840 — 12 (24) марта 1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств (с 1893), один из основателей товарищества передвижников.

Биография

Родился 20 марта (1 апреля) 1840 года в селе Тимашово Боровского уезда Калужской губернии, в купеческой семье. Уже в возрасте 12 лет он начал учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, однако год спустя оставил его: ему пришлось пойти на заработки «мальчиком» в купеческую лавку. В 1856 году он возобновил учёбу. До 1866 года Прянишников учился у таких мастеров, как Е. С.Сорокин, С. К. Зарянко, А. Н. Мокрицкий, Е. Я. Васильев. Именно Васильев добился для талантливого ученика права на бесплатное обучение и предоставил ему жильё. Во время учёбы Прянишников близко сошелся с В. Г. Перовым; в 1857 году, когда Перов работал над картиной «Приезд станового», Прянишников позировал ему для создания образа главного героя; в 1862 году молодые художники вместе провели лето в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1864 году Прянишников за картину «Чтение письма в мелочной лавке» был награждён малой серебряной медалью. В год окончания училища (1865), за картину «Шутники. Гостиный двор в Москве» он получил большую серебряную медаль и звание классного художника 3-й степени. Картина принесла художнику широкую известность; она даже была направлена на Международную выставку в Вене, но не была экспонирована, по мнению В. В. Стасова «из-за боязни показывать свои язвы Европе».

В конце 1869 года Прянишников принял активное участие в создании Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ); стал членом-учредителем этой организации. Он выставлялся почти на всех передвижных выставках, со второй передвижной выставки стал бессменным членом правления Товарищества.

В работах второй половины 1860-х — начала 1870-х годов Прянишников обращался к самым различным сторонам русского быта. «Для нас, русских жанристов, Москва — клад», — говорил Прянишников: «Тут и Гоголь, и Островский, и Тургенев, и Толстой — все собрано воедино; смотри и наблюдай за нашей чисто русской жизнью»'. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867); страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870); непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). За две последние работы в 1870 году Прянишников был удостоен звания классного художника 1-й степени.

С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Его произведения стали отличаться от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. По единодушному мнению современников картина была признана новаторской благодаря удачному соединению пейзажно-жанрового мотива. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. П. М. Третьяков, нарушив собственное правило — не иметь повторений и копий в своем собрании, заказал художнику повторение картины.

В конце 1860-х годов Прянишников начал работать над картиной из истории Отечественной войны 1812 года и в 1874 году завершил полотно «В 1812 году». На этот сюжет он исполнил несколько вариантов, лучший (четвёртый) находится ныне в Третьяковской галерее. Крамской восхищенно писал Репину: «Прянишников написал хорошую вещь — „Пленные французы в 1812 году“».

В 1871–1872 годах для Политехнической выставки в Москве Прянишников вместе с В. Е. Маковским, Г. Г. Мясоедовым, В. О. Шервудом и другими художниками работал над созданием серии картин, посвященных обороне Севастополя в Крымской войне; из девяносто семи сюжетов Прянишниковым было написано восемнадцать — в их числе: «Перевозка орудий», «Призрение раненых женщинами в Севастополе».

С 1873 года практически до конца жизни преподавал в МУЖВЗ, его учениками были, в частности, Архипов, Бакшеев, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля, Жуковский, Иванов, Касаткин, Корин, Коровин, Лебедев, Малютин, Степанов и многие другие.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ