Пьетро ди Джованни д’Амброджо (итал. Pietro di Giovanni d'Ambrogio; известен из документов с 1410, по 1449год — итальянский художник, сиенская школа.
Пьетро ди Джованни д’Амброджо принадлежит к наиболее активным и важным сиенским художникам первой половины XV века. Даты его рождения и смерти не известны, в документах он упоминается с 1410 по 1449 год, а число его работ дошедших до наших дней невелико. Художественному мастерству Пьетро по всей вероятности обучался, работая у Сассетты, во всяком случае, практически во всех произведениях художника видно влияние этого известного сиенского мастера. В 1428 году Пьетро ди Джованни становится членом гильдии сиенских художников. Пик его творчества приходится на 1430-40е годы, именно к этому времени относятся сохранившиеся целиком алтари, которые приписывают Пьетро – «Рождество со святыми Августином и Гальгано» (Ашано, Музей религиозного искусства), «Вознесение Марии со святыми Стефаном и Сигизмундом» (Сиена, Пинакотека) и «Мадонна с младенцем и святыми Себастьяном и Фабианом» (135х159см; Церковь Святых Якова и Христофора монастыря в Омброне).
Первым крупным произведением Пьетро ди Джованни дошедшим до наших дней является алтарь «Рождество со святыми Гальгано и Августином» (1330-35гг., 240х220см. Ашано, Музей религиозного искусства; иногда алтарь именуют «Поклонение пастухов»). «Рождество» написано на фоне фантастического пейзажа. Одни эксперты считают, что прототипом для этой сцены послужила фреска «Рождество Марии», написанная в 1335 году Амброджо Лоренцетти на фасаде сиенского госпиталя Санта Мария делла Скала. Другие полагают, что прототипом трехчастного алтаря мог послужить «Алтарь св. Виктора» из сиенского собора, созданный Бартоломео Булгарини в 1351 году. По сторонам от сцены Рождества и поклоняющихся пастухов, которых сопровождает довольно экзотический пёс, расположились св. Августин, основатель монашеского ордена августинцев, и св. Гальгано, который изображался с мечом, воткнутым в камень – свидетельство его решимости порвать с жизнью рыцаря и стать монахом-отшельником.
Влияние Сассетты угадывается во многих произведениях Пьетро ди Джованни, в связи с чем некоторые из них ранее Сассетте и приписывались. К таким работам относятся, например, две панели «Св. Михаил-архангел» и «Св. Николай Барийский» из коллекции Лемана (обе по 24,5х7,5см; 1430-е годы; Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Краска на большой части этих картин утрачена так, что местами видна деревянная основа, однако сохранились великолепно исполненные лица святых. Ранее они были боковыми створками комнатного триптиха, центральная часть которого - "Мадонна с младенцем, Иоанном Крестителем и св. Доротеей" находится в музее Берлин-Далем.
-
Св. Михаил-архангел. 1430-е гг. Музей Метрополитен, Нью_Йорк.
-
Св. Николай Барийский. 1430-е гг. Музей Метрополитен, Нью_Йорк.
Документы от 1440 года сообщают о выплате художнику денег в связи с завершением неких работ в Читта ди Кастелло, однако суть этих работ в документах не указана. В том же году, согласно записям в архивах, Пьетро трудился над фресками лечебницы госпиталя Санта Мария делла Скала в Сиене, все эти росписи погибли. В 1444 году после смерти известного сиенского проповедника Бернардина художник написал первый (или один из первых) портретов будущего святого для церкви Оссерванца, находящейся на холме Каприола к северо-востоку от Сиены (ныне портрет хранится в Пинакотеке, Сиена; разм. 196х89см.). Церковь Оссерванца стала отправной точкой для распространения культа св. Бернардина, а портрет, созданный Пьетро ди Джованни д’Амброджо, стал чем-то вроде канона для изображения этого святого. Художник написал его в повороте в 3/4, в облике почтенного старца в серой рясе, с длинным носом и ввалившимися щеками, свидетельствующими о беззубом рте. Левой рукой он держит книгу с цитатой из послания апостола Павла к Колоссянам, а двумя пальцами правой удерживает висящую в воздухе бестелесную монограмму IHS, которой он принуждал поклоняться своих адептов, за что был обвинён в ереси. Портрет имеет дату и подпись художника.