Добавить биографию на сайт

Биографии известных людей.
Факты, фото, видео, интересные истории.

Поделиться
Пюсель, Жан

Пюсель, Жан

Живопись

французский художник-миниатюрист, который упоминается в документах с 1319 по 1335 годы


Жан Пюсель (фр. Jean Pucelle) — французский художник-миниатюрист, который упоминается в документах с 1319 по 1335 годы.

Биография и творчество

Жана Пюселя считают мастером, заложившим основы французской национальной живописи. Его имя было введено в научный обиход в конце XIX века, когда французский учёный, знаток средневековых рукописей Леопольд Делиль, изучая «Бельвильский бревиарий» (Париж, Национальная библиотека), обнаружил надпись, в которой Пюсель упоминается как глава мастерской по изготовлению манускриптов. В другом случае имя Пюселя вместе с именами двух его коллег, было найдено в краткой надписи, сделанной в Библии, которую переписал английский копиист Роберт Биллинг («Библия Роберта де Биллинга», Национальная Библиотека, Париж). Кроме этого было обнаружено, что Жан Пюсель фигурирует в инвентарной описи герцога Беррийского, как автор «Часослова Жанны д’Эврё» «с чёрно-белыми картинками, предназначенными для проповедников» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Интересно, что этот «Часослов» фигурирует в герцогской описи как «Часослов Пюселя». Подобное обозначение в описи было далеко от принятой в то время практики классификации книг в королевских библиотеках и может рассматриваться как величайшее посвящение, своеобразная акколада. Миниатюры трёх перечисленных рукописей стали фундаментом для изучения творчества художника. В дальнейшем имя Жана Пюселя было обнаружено в налоговых отчётах и иных документах.

Точная дата рождения художника неизвестна; вероятно, он родился около 1300 года. Исходя из стилистических особенностей его миниатюр, учёные предположили, что, до того как Пюсель стал самостоятельным художником, приблизительно в 1315-1320 годах он прошёл обучение у Мастера Оноре из Амьена, художественное ателье которого располагалось на той же улице Эренбурк, на которой впоследствии открыл свою мастерскую и Пюсель. С другой стороны, в миниатюрах художника обнаруживается явная связь с произведениями Дуччо и Джотто, поэтому возникла гипотеза (документально не подтверждённая), что приблизительно в 1320 году он мог побывать в Италии и познакомиться с современными достижениями сиенской и флорентийской живописных школ. К периоду между 1319 и 1324 годами относится самое первое упоминание Пюселя, обнаруженное в архивных документах; в нём сообщается о передаче денег за выполнение эскиза печати для братства госпиталя Сен Жак о Пелерин в Париже, то есть к этому времени он уже имел собственную мастерскую. В 1323-1326 годах Пюсель работал над «Бельвильским бревиарием». В 1327 году из его мастерской вышел манускрипт, известный сегодня как «Библия Роберта де Биллинга». К 1325—1328 годам относят создание «Часослова Жанны д’Эврё». В 1330—1335 годах Пюсель и его мастерская работали над манускриптом «Чудеса Нотр-Дам» (Национальная библиотека, Париж). Творческая жизнь мастера была успешной, полной открытий, но непродолжительной — он скончался в 1335 году.

С именем Жана Пюселя связан новый этап в развитии французской миниатюры. Он был выразителем чисто французского духа — тонкого, лёгкого и ироничного. Его миниатюры полны новыми прочтениями старых сюжетов, а поля страниц разрисованы гротесками, получившими название «дролери» (от фр. droler — забавлять). В этих «дополнениях» к главному сюжету страницы можно видеть затейливые фантазии и иронию, когда человеческое тело заканчивается, например, рыбьим хвостом, а из под монашеского плаща выглядывают козлиные копыта или птичьи лапы.

Известный французский учёный Андре Шастель выделяет три стилистические особенности, которые отличают миниатюры Пюселя от предыдущей французской живописи и важны для понимания сути творчества художника. Во-первых, это пластическая моделировка фигур. Независимо от того, выполнены они в гризайле или полихромны, фигуры в его миниатюрах похожи на статуи, освещенные ярким светом, а не на плоские силуэты, размещённые на раскрашенном заднике, как это было в предшествующей живописи. Удивляет свобода, с которой он поворачивает фигуры в самых разных ракурсах. Несомненно, это свидетельство знакомства с новейшими достижениями живописи, в частности, творчеством Дуччо и Джотто.

КОММЕНТАРИИ
Написать комментарий

НАШИ ЛЮДИ